На расширенном заседании коллегии министерства труда и социальной защиты населения глава ведомства Светлана Жакупова рассказала о модернизации национальной системы управления охраной труда и мерах по защите трудовых прав работников, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу министерства.
Она пояснила, что в Казахстане будет создан Комитет государственной инспекции труда.
«Для решения имеющихся проблем мы предусматриваем модернизацию национальной системы управления охраной труда, которая будет осуществляться в рамках утвержденной Концепции безопасного труда до 2030 года. Она предусматривает улучшение условий труда и снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет: применения новых подходов в финансировании мер по охране труда; активизации участия работников в системе обязательного страхования от несчастных случаев; повышения качества обучения и проверки знаний по охране труда посредством внедрения независимой оценки знаний; усиления роли общественного контроля», – проинформировала Светлана Жакупова.
Также в рамках концепции предусмотрено создание аналога Цифровой карты семьи – Цифровой карты предприятий, которая позволит обеспечить эффективный государственный мониторинг и контроль охраны труда, оперативно и точечно подходить к каждому проблемному вопросу.
«Применять Цифровую карту предприятий мы начнем с 1 июля 2024 года. Она позволит в режиме реального времени проводить мониторинг условий труда», – поделилась глава ведомства.
Светлана Жакупова отметила, что все сведения по предприятиям будут направляться в информсистемы МТСЗН в автоматическом режиме. Будут внедрены механизм оценки профрисков рабочих мест и интегральная оценка самого предприятия. «Цифровизация процесса оценки условий труда будет предусматривать выставление требований для специализированных организаций: они должны будут работать на цифровом оборудовании, позволяющем в онлайн-режиме передавать показания о наличии либо отсутствии вредных производственных факторов непосредственно в информсистемах министерства», – сообщила Светлана Жакупова.
Она добавила, что на базе Республиканского научного института по охране труда будет реализована онлайн-платформа по обучению и проверке знаний специалистов по безопасности и охране труда на предприятиях и государственных инспекторов труда.
Светлана Жакупова рассказала о ряде предпринимаемых мер, направленных на повышение прозрачности системы обязательного страхования работников от несчастных случаев.
«В целях обеспечения прозрачности, соблюдения договорных условий, исключения сговора все договоры будут заключаться на единой платформе. Будет автоматизирован процесс определения класса профриска и страховых тарифов. В 2023 году внесены поправки в законодательство, которые предусматривают направление до 12% страховых премий на реализацию превентивных и реабилитационных мероприятий. Реализация запланированных мер позволит повысить заинтересованность работодателей заключать договоры, уменьшить финансовую нагрузку работодателей, улучшающих условия труда», – сказала она.
Глава ведомства также сообщила, что систему оплаты труда гражданских служащих планируется сделать более гибкой и прозрачной. «Будет создан цифровой реестр гражданских служащих, а их единая «облачная бухгалтерия» и кадровый учет будут внедрены в информсистему HR Enbek. Пересмотрена система оплаты труда с внедрением принципа грейдирования должностей и оптимизацией базового должностного оклада, многочисленных доплат и надбавок. В то же время доплаты и надбавки за вредность, сверхурочные, экологические и т.п. будут сохранены», – отметила министр.
По ее словам, предлагаемые изменения системы будут способствовать соблюдению принципа справедливой оплаты труда, повышению мотивации служащих и уменьшению оттока квалифицированных кадров из гражданской службы.
«Следующая приоритетная задача, направленная на защиту трудовых прав работников, это – декларирование трудовых отношений с целью обеспечения защищенности работников в случае наступления социальных рисков. Для обеспечения прозрачности трудовых отношений и исполнения работодателями обязательств по трудовым договорам мы предусмотрели ряд цифровых решений, которые успешно применяются в развитых странах», – поделилась Светлана Жакупова.
Так, штатное расписание предприятий и заработная плата будут учитываться в информационной системе HR Enbek, с обеспечением конфиденциальности и ограниченного доступа. На платформе также доступен цифровой формат заключения трудовых и коллективных договоров. Кроме того, будут оцифрованы все трехсторонние соглашения и созданы автоматизированные рабочие места для сотрудников профсоюзов.
Светлана Жакупова проинформировала о мерах по регулированию и обеспечению социальных гарантий для граждан, занятых посредством платформенной занятости.
«В целях формализации деятельности и обеспечения социальной защиты лиц, занятых на платформах, планируется ввести упрощенный налоговый режим с фиксированной процентной ставкой в 4%, а также определить операторов платформ налоговыми агентами», – сообщила она.
Глава ведомства отметила, что для апробации данного механизма с прошлого года совместно с Яндекс.Такси реализуется пилотный проект, в котором участвуют более 4 тыс. водителей.
«В рамках проводимой работы также будет внедрен ряд цифровых решений. Так, гражданам достаточно будет присоединиться к публичному договору для признания их платформенными занятыми, их освободят от сдачи налоговых деклараций. Путем интеграции информсистем государственных органов будет осуществляться проверка данных о наличии водительских прав, судимости, прохождении медицинского осмотра, техосмотра автомобиля и др. А все налоговые обязательства и социальные платежи будет осуществлять оператор интернет-платформы. В свою очередь исполнители в онлайн режиме смогут отслеживать правильность и своевременность производимых платежей оператором», – рассказала Светлана Жакупова.
Читайте также
Ежегодный приток молодых работников на рынок труда прогнозируется на уровне 300 тысяч человек