В Казахстане будет создан единый офис финансового омбудсмана
Это позволит обеспечить независимость рассмотрения обращений граждан
Для более эффективной защиты прав потребителей финансовых услуг планируется создание единого офиса финансового омбудсмана, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу Агентства по регулирования и развитию финансового рынка.
В АРРФР напомнили, председатель агентства Мадина Абылкасымова рассказала об этом во время презентации в мажилисе законопроектов «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»
и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового
рынка».
«В рамках законопроекта предусмотрен переход на модель поведенческого надзора. В отличие от пруденциального надзора, который обеспечивает финансовую стабильность, поведенческий надзор фокусируется на снижении рисков для потребителей. Цели поведенческого надзора включают защиту прав потребителей, развитие добросовестной конкуренции и создание эффективных механизмов досудебного урегулирования споров, а также контроль полноты и достоверности раскрываемой информации», – сообщила она.
Предлагаемые подходы основаны на 12 принципах ОЭСР по защите прав потребителей финансовых услуг. Принципы охватывают весь спектр регулирования финансовых услуг, включая формирование нормативной базы, справедливое и равное отношение к потребителям, защиту от мошенничества, защиту персональных данных и создание эффективных механизмов рассмотрения жалоб. Для обеспечения внедрения поведенческого надзора в законопроекте установлены требования к управлению финансовыми продуктами, раскрытию полной и достоверной информации, недопущению недобросовестных практик, а также принятию финансовыми организациями ответственности за деятельность уполномоченных агентов и посредников.
«Законопроектом также предусмотрено создание единого офиса финансового омбудсмана по банковским, страховым и микрофинансовым услугам, что позволит обеспечить единообразие и независимость рассмотрения обращений граждан. Для эффективной защиты прав потребителей вводится трехуровневая система досудебного урегулирования споров. Так, предусматривается первичное рассмотрение жалоб внутри финансовой организации, последующее обращение к финансовому омбудсману и в уполномоченные органы в случае выявления системных нарушений», – подчеркнула председатель АРРФР.
Ранее сообщалось, что социально уязвимым слоям населения и гражданам, пострадавшим от чрезвычайных происшествий, будут давать отсрочку по кредитам. Такое требование установлено для банков и микрофинансовых организаций. Оно предусматривается в обновленном постановлении правления Агентства по регулированию и развитию финансового рынка.
С 30 сентября в Казахстане вводят «период охлаждения» для онлайн-займов. Срок его действия будет зависеть от суммы кредита - от 8 до 24 часов. Это время дается заемщику на обдуманное решение и тем самым позволит снизить вероятность поспешного заключения договора займа либо вовлечения в мошеннические схемы.
АРРФР поддерживает инициативу по дифференцированному ценообразованию,
предполагающему указание на ценниках информации по переплате по товарной
рассрочке. Кроме того, казахстанцы смогут погашать кредиты досрочно в любое время без уплаты неустоек.
Заемщики, имеющие займы у двух
и более микрокредитных организаций или
банков в размере не более 1600 месячных расчетных показателей (в 2025 году это
6 млн 291 тыс. тенге - Ред.), смогут реструктуризировать свои кредиты.
Читайте также
Такое требование установлено для банков и микрофинансовых организаций
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
