Насколько эффективен нацпроект Комфортная школа
В Высшей аудиторской палате отметили три недостатка в планировании и реализации
Наиболее актуальным вопросом в сфере среднего образования по-прежнему остается вопрос дефицита ученических мест, в особенности – в крупных городах. Высшая аудиторская палата (ВАП) оценила эффективность реализации национального проекта «Комфортная школа», нацеленного на решение данной проблемы. Как сообщается в аудиторском заключении к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета 2024 года, плановые показатели по нему в прошлом году не были достигнуты, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
За последние пять лет дефицит ученических мест в дневных государственных школах вырос на 76% со 164 092 в 2019-2020 учебном году до 288 984 в 2023-2024 учебном году. Это было установлено в рамках государственного аудита эффективности использования средств, выделенных на развитие и повышение качества среднего образования, завершенного ВАП в 2025 году.
Наибольший дефицит наблюдается в городах республиканского значения (Алматы, Астана и Шымкент), а также в Алматинской и Туркестанской областях.
По данным Министерства просвещения РК, в стране действуют 78 трехсменных и 47 аварийных школ, что на 31% меньше, чем в 2023 году (164 школы).
Между тем анализ данных Национальной образовательной базы данных (НОБД) на 1 ноября 2024 года показал наличие 92 школ, имеющих превышение контингента учащихся более чем в 1,5 раза над проектной мощностью (для двухсменного формата обучения) от общего количества школ. Это без учета уже зафиксированных в НОБД школ с трехсменным обучением.
Для решения проблем аварийных школ, трехсменного обучения и дефицита ученических мест в организациях среднего образования в 2022 году утвержден пилотный нацпроект в области образования «Комфортная школа». С этого момента в нацпроект три раза вносились изменения, обращают внимание в Высшей аудиторской палате. В результате бюджет нацпроекта сократился с 2,6 трлн тенге до 1,5 трлн тенге, общее количество школ снизилось с 401 до 217 (строительство которых начато в 2023 году), то есть почти в два раза.
Количество новых ученических мест уменьшилось с 421 тыс. до 230,2 тыс. мест в одну смену (ввод в 2024 году 111 школ на 129,7 тыс. мест, в 2025 году – 106 школ на 100,5 тыс. мест).
Нацпроектом также предусмотрено достижение показателя «Доля школ с трехсменным обучением в организациях среднего образования с проектной мощностью более 300 мест» со следующими плановыми значениями: в 2024 году – 1,2%, 2025 году – 0,6%.
Но плановые значения аналогичного показателя (предусмотренного в плане развития и бюджетных программах министерства просвещения) не соответствуют нацпроекту: в 2024 году – 0,6%, 2025 году – 0%. Поэтому фактически по итогам прошлого года показатель не достигнут: доля трехсменных школ составила 0,88%.
В 2024 году в бюджете министерства просвещения предусмотрены целевые трансферты МИО (местным исполнительным органам – Ред.) на строительство объектов образования в размере 646,5 млрд тенге (освоено – 100%).
«Необходимо отметить, что на контрольном счете наличности (КСН) Дирекции по целевому строительству объектов организаций среднего образования в рамках реализации нацпроекта – АО Samruk-Kazyna Construction (Дирекция) по итогам 2023 года оставались фактически не освоенными 306,1 млрд тенге, выделенные из бюджета в 2023 году (499,9 млрд тенге). С учетом указанных средств по итогам 2024 года Дирекцией освоено 764,1 млрд тенге. При этом по итогам прошлого года остались не освоенными и находились на КСН 199,9 млрд тенге», – сообщают в ВАП.
Запланированный показатель прямого результата бюджетной программы также на 12,8 тыс. мест меньше, чем предусмотренный нацпроектом (129,7 тыс. ученических мест). И, несмотря на перевыполнение показателя бюджетной программы (факт – 127 тыс. уч. мест), цель нацпроекта по вводу в 2024 году новых ученических мест не достигнута.
Ранее Высшая аудиторская палата (в заключении к отчету правительства об исполнении РБ за 2023 год) отмечала недостатки и пробелы в планировании и реализации нацпроекта «Комфортная школа», которые ставили под сомнение своевременное достижение поставленных целей, и остаются актуальными на сегодняшний день.
1. Недофинансирование нацпроекта
Из запланированных на прошлый год 647 млрд тенге на завершение строительства 217 школ и начало строительства 152 школ на 1 июля 2024 года, согласно плану финансирования министерства просвещения, выделено и освоено регионами в полном размере только 60 млрд тенге или 9,3% от общей суммы.
«Финансирование 152 новых школ начато не было, и в дальнейшем их строительство исключено из нацпроекта», – констатируют в Высшей аудиторской палате.
Таким образом, фактически финансирование нацпроекта в 2024 году осуществлено лишь во втором полугодии.
Анализ ВАП показал превышение стоимости 205 проектов по ПСД над расчетной стоимостью по нацпроекту на 250 млрд тенге или в среднем на 23%, а по отдельным проектам – до 77%, что может потребовать выделения дополнительного финансирования из бюджета.
Так, в июне 2024 года министерство просвещения инициировало вопрос выделения дополнительных средств из Нацфонда на завершение строительства 217 школ, в том числе из-за превышения стоимости по ПСД (проектно-сметной документации – Ред.) над расчетной стоимостью по нацпроекту по причине невключения в расчет НДС.
«Это свидетельствует о некачественном планировании нацпроекта со стороны ответственных уполномоченных органов», – заключают в ВАП.
2. Срыв сроков утверждения проектно-сметной документации
По данным информационной системы «Битрикс» АО Samruk Kazyna Construction (на 17 апреля 2025 года), из 208 проектов в рамках механизма целевого строительства по двум проектам ПСД не утверждена.
Справочно: в декабре 2024 года в план действий по реализации нацпроекта внесены изменения, в том числе в части переноса начала строительства двух школ с 2024 года на 2023 год: 1) в поселке Восточный (правый) города Семея области Абай на 300 мест и 2) в жилом массиве «Юго-Запад – 2» города Актобе Актюбинской области на 300 мест (по данным ИС «Битрикс», строительные работы не начаты).
3. Срыв сроков ввода в эксплуатацию школ
По информации министерства просвещения, в 2024 году из запланированных 111 школ завершено строительство 105 школ с проектной мощностью 127 тыс. ученических мест. Из них только 13 введены в эксплуатацию, при этом в 72 школах организован учебный процесс. По данным ИС «Битрикс», на 17 апреля 2025 года введены в эксплуатацию 65 школ (из них пять – в 2024 году, 46 – в 2025 году, по семи проектам вложены акты без даты утверждения, семь проектов не открываются).
В нарушение п. 7 ст. 73 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» допущена эксплуатация комфортных школ без утвержденного акта приемки объекта в эксплуатацию.
Из 105 школ две построены взамен аварийных школ, 24 – для решения трехсменного обучения, 68 – для покрытия дефицита мест, три – это новые школы в новых микрорайонах, две – взамен приспособленной школы, шесть – в рамках интенсивного строительства в Астане.
Вместе с тем анализ потребности в новых ученических местах, проведенный ВАП на основе данных министерства просвещения и местных исполнительных органов (МИО), показал следующее.
В отдельных регионах строятся комфортные школы с проектной мощностью, значительно превышающей потребность в новых ученических местах.
Например, в селе Г. Муратбаева Келесского района Туркестанской области есть одна школа 2017 года постройки с проектной мощностью в 600 мест, в которой обучаются 1256 детей. Дефицит составляет 56 мест. При этом в селе построена комфортная школа на 600 мест. По данным Управления образования Туркестанской области (на конец марта 2025 года), в селе проживает 1151 ребенок школьного возраста (6-18 лет).
В отдельных регионах, где построены комфортные школы, общее количество учеников – ниже проектной мощности имеющихся школ, поэтому средняя наполняемость школ – менее 100% (в одну смену).
Например, в селе Заречное Костанайского района Костанайской области проживают 2460 детей школьного возраста (6-18 лет). В трех школах с проектной мощностью на 1670 мест в одну смену обучается 1371 ученик (на январь 2025 года). Средняя наполняемость школ составляет 88%, из трех школ только одна используется на полную проектную мощность. Построенная комфортная школа с проектной мощностью на 900 мест загружена на 67% (607 учеников).
Вместе с тем по п. 8 постановления об утверждении нацпроекта закреплена персональная ответственность акимов областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, в том числе за обеспечение функционирования введенных в эксплуатацию объектов организаций среднего образования и их заполняемости обучающимися в объеме не ниже проектной мощности.
«Это может свидетельствовать о завышении потребности в ученических местах при планировании нацпроекта и привести к риску незагрузки новых комфортных школ до проектной мощности», – подчеркивают в Высшей аудиторской палате.
Поэтому в условиях ограниченности бюджетных средств и для их эффективного использования ВАП рекомендует министерству просвещения при планировании расходов на строительство школ учитывать реальный дефицит ученических мест, а также профицит мест, который образовался в организациях системы образования соответствующей административно-территориальной единицы.
«Для недопущения нерационального использования бюджетных средств, в том числе на содержание имеющихся школ и строительство новых, местным исполнительным органам (МИО) рекомендуется обеспечивать максимальное использование проектных мощностей имеющихся школ», – добавили в ВАП.
Вышеуказанные факты неоднократной корректировки нацпроекта, удорожания стоимости проектов по ПСД, невключение НДС в стоимость проектов, несвоевременное исполнение мероприятий плана действий по реализации нацпроекта, недостижение показателей нацпроекта свидетельствуют о некачественном планировании и реализации нацпроекта «Комфортная школа» со стороны ответственных уполномоченных органов и организаций.
Согласно п. 8 правил использования целевых трансфертов, выделенных областным бюджетам, а также бюджетам городов республиканского значения, столицы на строительство и содержание объектов среднего образования, которые утверждены в рамках нацпроекта «Комфортная школа», ответственность за своевременное, адресное, целевое и эффективное использование целевых трансфертов несут МИО и Дирекция согласно законодательству РК.
Напомним, сейчас в Казахстане активно реализуются два пилотных национальных проекта в области образования «Комфортная школа» и «Модернизация сельского здравоохранения». С 2024 года также начата реализация нацпроекта «Доступный интернет» по развитию интернет-отрасли страны.
Ранее сообщалось, что в 2024 году приватизировали всего 14 объектов. В Высшей аудиторской палате оценили эффективность управления активами квазигоссектора.
Также стало известно, насколько эффективно регионы используют бюджетные средства.
Качество и устойчивость достигнутого в 2024 году роста вызывают серьезные вопросы. Экономика в минувшем году находилась в непростой ситуации, отмечают в Высшей аудиторской палате.
В Казахстане снижается роль частного капитала в инвестициях. Бизнес сокращает вложения, а государство и банки занимают все большую долю, сообщают в ВАП.
В ВАП оценили исполнение расходной части бюджета за 2024 год. В Высшей аудиторской палате обеспокоены снижением доли ненефтяных доходов.
Утвержден порядок возврата неиспользованных средств Нацфонда. Новый регламент принят по рекомендации Высшей аудиторской палаты.
Из Нацфонда профинансировали в среднем треть бюджета за 10 лет. За 2015-2024 годы за счет трансфертов профинансированы расходы на 38 846,3 млрд тенге.
Читайте также
В Высшей аудиторской палате оценили эффективность управления активами квазигоссектора
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
