Насколько эффективно регионы используют бюджетные средства
Регионы-доноры занижают прогнозы по доходам, чтобы минимизировать изъятия, а дотационные – для получения всё больших трансфертов, сообщают в Высшей аудиторской палате
Существующая на сегодняшний день система межбюджетных отношений не создает стимулов для эффективного использования ресурсов и способствует сокрытию доходов местных бюджетов в Казахстане. Регионы-доноры занижают прогнозы по доходам, чтобы минимизировать изъятия, а дотационные – для получения всё больших трансфертов. Об этом говорится в заключении Высшей аудиторской палаты (ВАП) к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В итоге уровень бюджетной самостоятельности регионов в Казахстане остается низким, и разрыв между регионами по-прежнему высок. Только три региона (города Алматы, Астана и Атырауская область) являются донорами, а остальные 17 остаются дотационными», – рассказывают в ВАП.
За пять лет размер бюджетных субвенций (межбюджетные трансферты – Ред.) в регионы вырос в 2,5 раза - с 2,1 трлн тенге в 2020 году до 5,3 трлн тенге в 2024 году. Собственные доходы местных бюджетов также увеличились с 3,2 трлн тенге в 2020 году до 8 трлн тенге в прошлом году. При этом размер целевых трансфертов и кредитов из республиканского в местные бюджеты снизился незначительно - с 2,2 трлн тенге в 2020 году до 1,9 трлн тенге в 2024-м.
В прошлом году целевые текущие трансферты и целевые трансферты на развитие в сравнении с 2023 годом (1944 млрд тенге) сократились на 158,7 млрд тенге (или на 8,2%) на фоне роста объема субвенций на 269,9 млрд тенге или на 5,4%. Отмечается тенденция опережающего роста объема субвенций.
В целом доля средств, выделяемых из республиканского бюджета (РБ), в общей сумме расходов регионов составляет 47% (общая сумма бюджетов регионов – 15 трлн тенге, в том числе средства, выделяемые из РБ – 7 трлн тенге). В отдельных регионах доля средств из республиканского бюджета превышает 65% (Кызылординская область – 69,1%, область Жетісу – 71,3%, Туркестанская область – 79,1%).
В 2024 году в регионы из республиканского бюджета
перечислено 7050,3 млрд тенге, из них:
- целевые текущие трансферты – 276,4 млрд тенге (3,9%);
- целевые трансферты на развитие – 1508,9 млрд тенге (21,4%);
- субвенции – 5265 млрд тенге (74,7%).
Полученные целевые трансферты исполнены на 1744,8 млрд тенге или на 97,7%.
Неисполнение на местном уровне составило 40,5 млрд тенге, из них экономия бюджетных средств – 1,8 млрд тенге. Регионами не освоены 38,7 млрд тенге, что на 26,1% больше суммы неосвоения 2023 года (в 2022 году – 69,6 млрд тенге, в 2023 году – 30,7 млрд тенге).
Объем бюджетных изъятий у регионов-доноров в сравнении с 2023 годом, несмотря на исключение Мангистауской области из регионов-доноров, увеличился на 8,7% или на 37,6 млрд тенге.
Исследование Азиатского банка развития касательно регионального неравенства в Казахстане (опубликованное в 2021 году) также подтверждает: несмотря на выделяемые из республиканского бюджета значительные субвенции и целевые трансферты, различия между регионами велики и продолжают расти.
«Проведенный анализ финансовой устойчивости регионов показал, что в целом по республике отмечается рост доли собственных доходов в местных бюджетах. По итогам 2024 года он сложился в среднем на уровне 52,2% по сравнению с 47,1% в 2023 году», – сообщают в Высшей аудиторской палате.
Наименьшие доли собственных доходов наблюдаются в следующих областях: Туркестанской (17,1%), Жетісу (21,8%), Кызылординской (23%), Северо-Казахстанской (25,4%), Жамбылской (25,6%), Акмолинской (30,7%), Абай (31%).
Восемь регионов обеспечены собственными доходами свыше 50% (Алматы, Астана, Шымкент, а также следующие области: Алматинская, Атырауская, Мангистауская, Павлодарская, Улытау). При этом свои показатели улучшили города республиканского значения, а также следующие области: Алматинская, Павлодарская и Улытау.
По данным Бюро нацстатистики, за 2024 год разрыв по ВРП (валовой региональный продукт – Ред.) на душу населения достиг 10,1-кратного показателя (между наибольшим показателем по Атырауской области – 21 227 тыс. тенге и наименьшим по Туркестанской области – 2098,2 тыс. тенге).
«Вместе с тем необходимо отметить определенные сдвиги в проводимой работе регионами в 2024 году по сокращению разрыва ВРП на душу населения. Однако данный показатель все еще остается высоким по сравнению с 2017 годом», – подчеркивают в Высшей аудиторской палате.
Вопрос переформатирования проводимой региональной политики, направленной на межбюджетное выравнивание условий жизни в регионах, достаточно актуален, о чем неоднократно отмечалось в заключениях ВАП к отчетам правительства.
За последние девять лет (2016-2024 годы) изъятия в регионах-донорах составили 3253,2 млрд тенге. При этом объем целевых трансфертов им же превысил изъятия на 1194,6 млрд тенге и составил 4447,8 млрд тенге (на 36,7% больше).
Только по Астане средства из РБ в виде целевых трансфертов, направленных региону-донору, в три раза превышают объемы бюджетных изъятий при их росте в 2024 году на 7,1%. В двух остальных регионах-донорах по сравнению с 2016-2017 годами ситуация значительно изменилась. Объемы бюджетных изъятий в 2,4-2,5 раза превысили целевые трансферты.
Для повышения заинтересованности МИО (местных исполнительных органов – Ред.) в развитии налогового потенциала, а также сокращения встречных потоков бюджетных средств до сих пор остается актуальным вопрос совершенствования межбюджетных отношений и системы прогнозирования поступлений в бюджеты с перераспределением налогов между уровнями бюджета.
Поступления доходов в местные бюджеты значительно превышают прогнозные значения министерства национальной экономики, применяемые при расчете трансфертов общего характера (ТОХ). Это подтверждено результатами экспертно-аналитического мероприятия ВАП по оценке формирования ТОХ (с учетом имеющейся нормативной базы в сфере межбюджетных отношений).
Только за последние два года фактическое поступление собственных доходов местных бюджетов превысило прогнозные данные, рассчитанные при определении объема ТОХ, на 3,3 трлн тенге (в 2023 году – 985,8 млрд тенге, в 2024 году – 2330,9 млрд тенге).
Это свидетельствует об отсутствии качественной проработки со стороны Миннацэкономики по сокращению существующих межбюджетных диспропорций при утверждении объемов ТОХ между республиканским и местными бюджетами на 2023-2025 годы.
Это привело к отвлечению значительных средств РБ, которые при рациональном распределении были бы направлены на реализацию первостепенных задач страны и приоритетных проектов, отмечают в Высшей аудиторской палате.
Так, при расчете ТОХ на 2024 год собственные доходы МИО были занижены в 1,4 раза или на 2,3 трлн тенге: прогноз поступлений при расчете ТОХ на 2024 год – 5686,4 млрд тенге, фактическое поступление налогов в МБ (местный бюджет – Ред.) в прошлом году – 8017,3 млрд тенге.
Согласно п. 4-1 ст. 45 Бюджетного кодекса, минимальные объемы финансирования определяются с учетом их приоритетности и социальной значимости.
«В ходе вышеуказанного экспертно-аналитического мероприятия согласно п. 4-2 ст. 45 Бюджетного кодекса установлена необходимость возврата в РБ за 2023 год суммы минимальных объемов бюджетных средств в размере 739 млн тенге, которые не были предусмотрены в установленном объеме (Восточно-Казахстанская область – 3,2 млн тенге, Жамбылская область – 24,5 млн тенге, Шымкент – 6,4 млн тенге, Мангистауская область – 2,4 млн тенге, Актюбинская область – 1,5 млн тенге, Костанайская область – 7,6 млн тенге, область Улытау – 300 млн тенге, Астана – 393,3 млн тенге)», – говорится в отчете ВАП.
При корректировке республиканского бюджета 2024 года сумма целевых трансфертов, выделяемых регионам на реализацию инвестиционных проектов, была уменьшена на 12,3% в сравнении с утвержденным бюджетом и составила 1508,9 млрд тенге (2023 год – 1721,5 млрд тенге).
«На 2024 год к реализации в регионах утвержденным республиканским бюджетом было запланировано 1272 бюджетных инвестиционных проекта (БИП). В течение года были исключены 112 БИП в сумме 55,7 млрд тенге из-за несоблюдения принципов преемственности и последовательности бюджетной системы», – делятся в Высшей аудиторской палате.
В целом все исключенные проекты были направлены на решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), социально-культурной, дорожной инфраструктуры, объектов водо-, тепло- и газоснабжения, то есть объектов, непосредственно влияющих на улучшение жизненных условий населения регионов, добавляют в ВАП.
Наряду с исключением ранее запланированных инициатив, в течение 2024 года в бюджет были дополнительно включены 96 проектов на сумму 57,9 млрд тенге (из которых 60 являются новыми), не предусмотренные при его первоначальном утверждении. Основная масса новых включенных проектов пришлась на конец года (август-сентябрь и ноябрь), то есть имелись существенные риски недостижения заявленных показателей по итогам года (сокращены 1,8 млрд тенге при корректировках в сентябре-декабре).
Вместе с тем в ВАП обращают внимание, что дополнительно включенные в течение 2024 года проекты были также направлены на решение вопросов ЖКХ, социально-культурной, дорожной инфраструктуры, объектов водо-, тепло- и газоснабжения, то есть аналогичные объектам, ранее исключенным из бюджета.
«Таким образом, наблюдается несоблюдение бюджетной дисциплины, выразившееся в исключении и включении проектов по одним и тем же направлениям, в основном ориентированные на улучшение качества жизни населения. Это указывает на отсутствие преемственности при принятия решений, что может привести к удорожанию проектов и затягиванию их реализации», – подчеркивают в Высшей аудиторской палате.
Подробнее о том, как ВАП оценила эффективность использования регионами средств республиканского бюджета можно прочитать по ссылке.
Напомним, ранее сообщалось, что качество и устойчивость достигнутого в 2024 году роста вызывают серьезные вопросы. Экономика в минувшем году находилась в непростой ситуации, отмечают в Высшей аудиторской палате.
В Казахстане снижается роль частного капитала в инвестициях. Бизнес сокращает вложения, а государство и банки занимают все большую долю, сообщают в ВАП.
В ВАП оценили исполнение расходной части бюджета за 2024 год. В Высшей аудиторской палате обеспокоены снижением доли ненефтяных доходов.
Утвержден порядок возврата неиспользованных средств Нацфонда. Новый регламент принят по рекомендации Высшей аудиторской палаты.
Из Нацфонда профинансировали в среднем треть бюджета за 10 лет. За 2015-2024 годы за счет трансфертов профинансированы расходы на 38 846,3 млрд тенге.
Читайте также
Экономика в минувшем году находилась в непростой ситуации, отмечают в Высшей аудиторской палате
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
