Ассоциация блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане в целом положительно оценила законопроект «О цифровых активах в Республике Казахстан». По их мнению, создание реестра оборудования майнеров и их лицензирование будут способствовать снижению «серого» майнинга в стране. Например, за счет отслеживания импорта оборудования для дата-центров в Казахстан. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz президент ассоциации Данияр Мубараков рассказал, как предлагаемые нормы повлияют на рынок.
- Данияр, в первом чтении мажилис одобрил законопроект «О цифровых активах в Республике Казахстан». Вице-министр энергетики Жандос Нурмаганбетов заявил, что для майнеров планируют установить квоту по объему потребления электроэнергии. По его словам, она может составить 300 МВт или 400 МВт. Уровень такой квоты будет определять системный оператор в зависимости от профицита электроэнергии. Насколько эти лимиты оптимальны для майнеров?
- Наша ассоциация также принимала участие в обсуждении законопроекта, тогда речь шла о квоте для майнеров в размере 500 МВт. Это примерно тот объем электроэнергии, который может быть потреблен легальными дата-центрами в Казахстане. На рабочих группах приводились конкретные данные по прогнозируемым налоговым поступлениям в бюджет в случае предоставления квоты в течение шести лет. Суммы очень убедительные, чтобы обратить на эту отрасль серьезное внимание.
Если инструмент квотирования будет утвержден, а также будет создана адекватная налоговая политика, то цифровой майнинг может попасть в топ-50 налогоплательщиков Казахстана. Причем без вмешательства государства и каких-либо инвестиций с его стороны. Наличие электрической энергии и эффективная система налогообложения — это основа нашей отрасли.
- Также в рамках законопроекта планируется лицензировать майнеров. Какие требования к ним могут быть предъявлены для получения лицензии?
- Этот пункт достаточно тщательно прорабатывался как профильным министерством - МЦРИАП, депутатами, так и участниками рынка. Лицензия для майнеров – это важный момент в казахстанских реалиях, она поможет в борьбе с «серыми» майнерами, а также позволит установить промышленный стандарт для профессиональных дата-центров.
Одно из главных требований, которое планируется предъявлять к майнерам, - они должны будут подключаться к электрическим сетям по установленному порядку. Здесь исключается возможность подключения к сетям, которые подведены к социальным, городским или стратегическим объектам.
Майнеры должны будут иметь автоматическую систему контроля и учета электроэнергии - АСКУЭ. Это важно, чтобы системный оператор, KEGOC, видел объем потребляемой ими энергии. Также должна быть и система – САОН, специальная автоматика отключения нагрузки. Так системный оператор сможет удаленно ограничить объем потребления электроэнергии дата-центра в случае, если в энергобалансе будет дефицит электрической энергии.
- Насколько мне известно, планируется ввести реестр оборудования для майнеров. Как вы считаете, это действенный механизм при борьбе с нелегальными участниками рынка?
- Это хороший инструмент. Поясню, одно из требований при лицензировании - все оборудование для цифрового майнинга должно быть маркировано и внесено в единый реестр. Предполагаю, что система будет под контролем министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.
Таким образом, госорганы смогут отслеживать, сколько оборудования было импортировано в Казахстан, каких моделей, кто им владеет. Зная модельный ряд, можно будет спрогнозировать, какими вычислительными мощностями потенциально обладает майнинговое оборудование страны. Такая информация также поможет отслеживать, какие мощности приходятся на «серый» майнинг. Эта система поможет правоохранительным органам принимать более действенные меры к майнерам, чье оборудование не включено в реестр.
Борьба с «серым» майнингом - непростая задача. Даже Китай не смог решить этот вопрос. Напомню, КНР сейчас удерживает второе место по вычислительной мощности. Думаю, совместно с профильным министерством продолжим системную работу по уменьшению присутствия «серого» майнинга. Дальнейшим этапом, после лицензирования и создания единого реестра оборудования, скорее всего, будет контроль нелегальной экосистемы, которую выстроил вокруг себя «серый» майнинг, а именно рынок оборудования и сервисные центры.
Казахстан имеет существенные преимущества в борьбе с «серыми» майнерами в отличие от Китая. Ведь в нашей стране не производятся ни оборудование, ни комплектующие для майнинга – они завозятся в основном из КНР. А когда регулирование затронет и продажу криптографического оборудования, и сервисов оказания ремонтных и постгарантийных услуг – под контроль будет взята вся экосистема.
Другое новшество - для бизнеса будет исключена возможность заниматься иной деятельностью, кроме той, которая указана в технических условиях на подключение для доступа к электрической энергии. В них будет указан профиль деятельности - только «цифровой майнинг», больше ничем предприниматель не сможет заниматься. Это ограничение не касается теплиц. Известно, что при майнинге вырабатывается большое количество тепла.
Поясню, в Казахстане зачастую выдаются технические условия, например, на производственную деятельность: производство хлебобулочных изделий, макаронных изделий, производство кирпичей или другой продукции. А де-факто бизнес строится на майнинге криптовалюты. Такие случаи сложно зафиксировать. Ведь майнить можно и в цеху, и в гараже, не превышая определенного объема потребляемой электроэнергии, который предусмотрен техусловиями. И вот эта система лицензирования и регистрации оборудования в реестре позволяет в какой-то мере начать системную работу с данным явлением. В дальнейшем можно рассмотреть и другие механизмы регулирования рынка.
- Законопроектом планируется, что поддержка деятельности криптобирж «будет осуществляться за счет введения обязательного требования к майнерам обменивать до 75% своего капитала на казахстанских криптобиржах начиная с 2024 года»…
- Действительно, эта норма также обсуждалась. Такой порог планировалось вводить поэтапно, например, в первый год после ее вступления планку предполагалось установить на уровне 50%.
Ожидается, если майнер решит добытую криптовалюту перевести в фиатные деньги, он должен будет обменять определенное количество токенов на криптобирже. Например, ему могут понадобиться средства на оплату операционных услуг, кредитов, зарплаты своему персоналу.
Это требование, которое планируют ввести, очень важный шаг. Так наши биржи смогут получать криптовалютную ликвидность. Подчеркну, что майнеры должны будут обменивать свои токены только при необходимости, если они решат перевести их в форму фиата. Эти токены могут находиться на криптокошельках владельца столько, сколько владелец посчитает нужным. Все вознаграждения или токены, которые получает майнер, будут видны нашим фискальным органам через сервис майнинг-пула. Этот момент также отражен в проекте закона.
Майнинг-пулом может быть как одна из казахстанских компаний, у которой есть необходимые ресурсы для этой задачи, так и международные компании, которые должны будут открыть свои офисы в Казахстане и быть аккредитованы. Кстати, предполагается, что обменять криптовалюту можно будет и на международных биржах, которые будут аккредитованы в МФЦА. Ожидаем, что количество таких бирж на площадке МФЦА будет только расти.
- Поговорим о налогообложении майнеров. Предполагается, что они будут оплачивать корпоративный подоходный налог, плату с операций на криптобиржах. Как вы оцениваете это предложение?
- Это здравое предложение, мы его поддерживаем. Таким образом, цифровой майнинг будет работать наравне с другими субъектами бизнеса. Единственное, пока остается налог, предусматривающий, что с каждого использованного майнерами 1 кВтч электроэнергии они должны платить по 1 тенге. Мы ведем переговоры, чтобы этот налог был упразднен.
Отмечу, практика налогообложения цифрового майнинга через электрическую энергию возникла только в Казахстане. И нигде в мире такой практики больше нет, потому что она неэффективна. Сделано это было только для того, чтобы хоть как-то закрыть вопрос с налогообложением на фоне общего непонимания, как работает этот бизнес.
Печально, что плату с одного кВтч планируется увеличить с 1 тенге до 26 тенге. Майнеры, у которых оборудование первого, второго поколения, если будет введен тариф в 26 тенге за кВтч, точно закроются.
Ассоциация и представители майнинг-бизнеса трактует этот налог как инструмент для закрытия отрасли по неизвестным мне мотивам. А те, кто предлагает эту ставку в 26 тенге, не хотят, чтобы Казахстан вступил в век блокчейна, криптовалют и децентрализованных систем. Инициаторы, которые видят путь налогообложения через электрическую энергию, то есть через сырье, определенно не разбираются в индустрии и идут по самому примитивному пути. Цифровой майнинг может принести больше пользы в виде тех же налоговых отчислений, если начисление будет непосредственно применено к доходам майнеров.
- По КПН ставка известна, 20%, а обсуждались ли ставки по операциям на криптобиржах?
- Конкретные ставки по налогу с операций на криптобиржах, насколько мне известно, не обсуждались. Считаю, что взимание КПН с дохода майнера – справедливая инициатива.
- Во время своего выступления депутат мажилиса Екатерина Смышляева заявила, что в законопроекте предусмотрены положения по регулированию рынка обеспеченных цифровых активов. Они будут представлять собой цифровой аналог ценных бумаг…
- Мы поддерживаем положения законопроекта об обеспеченных цифровых активах. Такие активы разрешено использовать в нашей юрисдикции. Оборот необеспеченных цифровых активов может быть осуществлен только на территории МФЦА. Безусловно, обеспеченные цифровые активы дадут колоссальный импульс в развитии бизнеса и привлечении капитала.
Наша ассоциация получает различные предложения по этой категории активов. Например, одна из компаний устанавливает фандоматы для сбора пластиковой и алюминиевой тары. Мы обсуждаем возможность выпуска токенов, которые будут выдавать людям, сдающим эту тару в фандоматы в качестве вознаграждения. А стоимость токена будет привязана к стоимости тары, то есть алюминия или пластика.
Это отличная идея, но мы сейчас затрудняемся описать полностью весь процесс выпуска таких токенов. Необходимо ответить на множество вопросов: как будут обменивать токен на фиат, как будут контролировать эмиссию, какая будет экосистема оборота этого токена. Ассоциация обязательно направит свои предложения в уполномоченный орган по выпуску таких токенов. Мы уже изучаем опыт других стран в этом направлении, например Швейцарии, которая лидирует в вопросах ICO (initial coin offering).
- Законопроект предусматривает и нормы, которые позволят «открыть дополнительные возможности по привлечению инвестиций для строительства новых генераций ВИЭ»…
- В развитых странах, например в США, цифровой майнинг рассматривается как катализатор развития возобновляемых источников энергии: ветровых установок, солнечных станций и так далее. То есть все понимают, что есть проблема углеродного следа, и майнеры способствуют его снижению через потребление электроэнергии с ВИЭ, гарантируя быструю окупаемость инвестиций. Если посмотреть на регионы концентрации цифрового майнинга в США, то они находятся там, где сильнее всего развиты ВИЭ и атомная энергетика.
В США есть опыт использования ПНГ (попутного нефтяного газа) для производства электроэнергии для поставок майнерам. Такой же опыт применяет российский «Газпром». От этого выиграли все: и майнеры, и нефтяники, и экология, и государство в виде налогов.
Когда в Казахстане инвесторы заходят в проекты ВИЭ, то некоторые из них просят, чтобы от солнечных электростанций электроэнергия поставлялась именно майнерам. Это объяснимо, ведь именно майнеры потребляют электрическую энергию ровным графиком, в больших объемах и вовремя платят по тарифам. У электростанций, которые поставляют электрическую энергию майнерам, никогда не будет проблем со сбором денежных средств за поставленную электрическую энергию по сравнению с другими категориями потребителей. Некоторые станции даже поправили свое экономическое положение после прихода майнеров.
- Данияр, какие из ваших предложений не были учтены?
- Все наши предложения были приняты во внимание. Открытым остается вопрос лишь о квоте на электроэнергию, о которой я говорил ранее. Как она будет распределяться среди майнеров – это предмет дальнейших обсуждений.
- По вашим предположениям, когда Закон «О цифровых активах в Республике Казахстан» вступит в силу?
- Предполагаю, что некоторые статьи закона могут быть приняты сразу же. Остальные - могут иметь отлагательные условия.
Читайте также
Их хотят обязать обменивать до 75% своего капитала на криптобиржах Казахстана