USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
73.97$
-0.550
BTC
98477.90$
+434.000

Легализация: преимущества, ограничения и гарантии

На вопросы читателей центра деловой информации Kapital.kz ответила пресс-служба Национального банка

Share
Share
Share
Tweet
Share
Легализация: преимущества, ограничения и гарантии- Kapital.kz

В Казахстане до 31 декабря текущего года проводится акция по легализации имущества и средств. Времени осталось не так много, поэтому казахстанцы стали активнее интересоваться всеми нюансами этого процесса. Центр деловой информации Kapital.kz адресовал пресс-службе Национального банка все вопросы, поступившие от наших читателей. Ниже представляем ответы регулятора.

1. Каковы условия открытия, ведения и закрытия текущего счета в целях легализации, имеются ли ограничения?

Законом об амнистии не предусмотрены особые требования либо ограничения к текущим счетам для легализации денег. Статьей 8 Закона об амнистии предусмотрено, что банки и Национальный оператор почты открывают отдельный текущий банковский счет в целях легализации денег на основании обращения субъекта легализации. При этом Законом об амнистии не предусмотрен статус такого отдельного текущего банковского счета. В связи с чем открытие, ведение и закрытие таких счетов осуществляется в соответствии со стандартными процедурами, предусмотренными Гражданским кодексом РК, законодательными актами, а также Правилами открытия, ведения, закрытия банковских счетов клиентов в банках РК, утвержденными постановлением Правления Национального Банка от 2 июня 2000 года № 266.

2. Каковы условия и сроки использования легализуемых средств их владельцами, какой срок должны находиться деньги на отдельном текущем счете?

Законом об амнистии не предусмотрено каких-либо ограничений по распоряжению субъектом легализации деньгами, внесенными на текущий счет в целях легализации, в том числе не предусмотрен срок хранения денег на таком счете. Возможные условия по сроку хранения легализуемых денег на текущем счете могут устанавливаться в договоре банковского счета между банком и субъектом легализации в соответствии со статьей 749 Гражданского кодекса РК.

3. Гарантирован ли вклад легализации Казахстанским фондом гарантирования депозитов (КФГД)?

В Законе об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан, прописано, что в случае банкротства банка - участника КФГД вкладчику будет возвращен депозит без начисленного по ним вознаграждения. Таким образом, денежные средства, находящиеся на банковских счетах, в том числе открытых для целей легализации, гарантированы государством (КФГД). При этом считаем, что указанный вопрос неактуален, поскольку внесенными изменениями в Закон об амнистии норма об обязательном открытии сберегательного счета (вклада) в рамках акции по легализации денег исключена.

4. Должны ли банки требовать от субъектов легализации подтверждения факта легализации денег, размещенных на текущем счете, и что будет являться подтверждением легализации денег?

Подтверждением факта легализации денег является принятие органом государственных доходов специальной декларации, поданной субъектом легализации. При этом подача специальной декларации в орган государственных доходов является полномочием и обязанностью субъекта легализации, который несет ответственность за полноту и достоверность предоставляемых сведений. В связи с чем по Закону об амнистии контроль за подачей субъектом легализации специальной декларации не входит в обязанности банка. В обязанности банка входит выдача справки, подтверждающей размер внесенной суммы денег. Таким образом, представление субъектом легализации копии декларации с отметкой органа государственных доходов о ее принятии не является обязательным.

5. Обязан ли банк осуществлять контроль за использованием денег субъектом легализации, вправе ли банк устанавливать комиссии, неустойки, штрафные санкции?

Необходимость осуществления банками особого контроля за использованием легализуемых денег Законом об амнистии не установлена. В связи с тем, что субъект легализации свободен в распоряжении деньгами, вносимыми на текущий счет в целях легализации, в любой момент времени и на любые законные цели, то банк не обязан осуществлять специальный контроль за расходованием легализуемых денег. Согласно статье 8 Закона об амнистии все расходы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, связанные с процедурой легализации денег, субъекты легализации несут самостоятельно. В связи с чем вопросы установления комиссии за открытие, ведение и закрытие текущего счета, снятие денег со счета и других услуг по нему должны регулироваться договором банковского счета, заключаемым между банком и субъектом легализации. Согласно статье 744 ГК РК клиент оплачивает услуги банка, оказываемые им по договору банковского обслуживания. Банк вправе удерживать неустойки и штрафы за нарушение договорных обязательств субъекта легализации перед банком с текущего счета, открытого (используемого) для легализации денег, если это предусмотрено в договоре текущего счета с клиентом.

6. В какой срок субъект легализации должен подать в орган государственных доходов специальную декларацию для легализации денег? Имеются ли ограничения?

Законом об амнистии срок подачи специальной декларации не установлен. При этом срок подачи документов для легализации заканчивается не позднее пяти рабочих дней до истечения срока легализации (ориентировочно 23 декабря 2016 года). В этой связи банку рекомендуется разъяснять субъектам легализации необходимость подачи специальной декларации в орган государственных доходов для подтверждения факта легализации в возможно короткие сроки, но в любом случае до истечения срока легализации. Министерство финансов рекомендует подавать декларацию в течение пяти календарных дней после зачисления денег. Форма декларации о легализации имущества и Правила ее заполнения утверждены приказом Министра финансов от 27 ноября 2015 года № 593 и вводятся в действие с 2 января 2016 года (опубликованы в информационно-правовой системе нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» 22 декабря 2015 года). За более подробной информацией по порядку подачи специальной декларации необходимо обратиться в органы государственных доходов.

7. Обязан ли банк проверять источник происхождения легализуемых денег или наличие ограничений?

По Закону об амнистии банки не обязаны определять, получены ли легализуемые деньги в результате совершения преступлений, не допускаемых Законом об амнистии к легализации. Нормы Закона об амнистии не ограничивают положения Закона о Противодействия легализации (Отмыванию) Доходов, полученных преступным путем, и Финансированию Терроризма (ПОД/ФТ) и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. Таким образом, банк обязан проверять источник происхождения денег в рамках процедур надлежащей проверки клиента в соответствии с Законом о ПОД/ФТ в установленных случаях. Вместе с тем стандартные процедуры надлежащей проверки клиента не предусматривают необходимость проверки достоверности представляемых клиентом сведений. Таким образом, указание клиентом предпринимательской деятельности в качестве источника происхождения денег будет достаточным. Вместе с тем банки обязаны направлять сообщения в уполномоченный орган по финансовому мониторингу при наличии подозрений в отмывании денег (при признании операции (операций) в качестве подозрительной).

8. Возможно ли обращение на сумму денег, размещенных на текущем счете в целях легализации, взысканий третьих лиц, наложение арестов, выставление платежных требований?

Законом об амнистии и внесенными изменениями не предусмотрено, что к текущим счетам, открытым (используемым) в целях легализации денег, не могут выставляться инкассовые распоряжения, платежные требования-поручения, а также приостанавливаться расходные операции по ним. Вместе с тем согласно статье 5 Закона об амнистии факт легализации и сведения, полученные в ходе легализации, не могут быть использованы в качестве основания для начала досудебного расследования, производства по делу об административном правонарушении, дисциплинарного производства в отношении субъекта легализации и (или) другого лица, супруги (супруга). Также факт легализации и сведения, полученные в ходе легализации, не могут использоваться в качестве доказательства виновности субъекта легализации в совершении правонарушений, предусмотренных статьей 5 Закона об амнистии. Кроме того, согласно статье 10-1 Закона об амнистии субъект легализации освобождается от уплаты индивидуального подоходного налога в размере 10% от суммы денег, указанной в специальной декларации.

9. Какие документы должны предоставляться оралманами для возможности открытия им банком текущего счета?

Открытие текущего счета производится банком с соблюдением требований Закона о ПОД/ФТ, нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, а также в соответствии с Правилами открытия, ведения, закрытия банковских счетов клиентов в банках РК, утвержденными постановлением Правления НБРК от 2 июня 2000 года № 266 (далее – Правила № 266). Для открытия текущего счета необходимо заявление об открытии текущего счета, в котором указывается валюта текущего счета. В соответствии с Правилами № 266 для открытия текущего счета субъекту легализации необходимо представить документ, удостоверяющий личность. Согласно Закону РК от 29 января 2013 года «О документах, удостоверяющих личность» к документам, удостоверяющим личность, относится заграничный паспорт. Таким образом, банк вправе открыть оралману текущий счет в целях легализации денег на основании заграничного паспорта.

10. Вправе ли банк принимать деньги, подлежащие легализации, в качестве обеспечения исполнения обязательств субъекта легализации?

Законом об амнистии не предусмотрено ограничений по распоряжению субъектом легализации деньгами, внесенными (переведенными) на текущий счет в целях легализации, в том числе по целям и направлениям использования легализуемыми деньгами. В связи с чем субъект легализации вправе использовать деньги, внесенные на текущий счет на любые законные цели, в том числе в качестве обеспечения исполнения обязательств.

11. Вправе ли банк открыть текущий счет в целях легализации денег лицу, признанному бездействующим налогоплательщиком?

В соответствии с пунктом 1 статьи 579 Налогового кодекса РК бездействующим налогоплательщиком являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Согласно пункту подпункту 4 статьи 1 Закона об амнистии субъектами легализации имущества являются граждане РК, оралманы и лица, имеющие вид на жительство. Учитывая вышеизложенное, текущие счета в рамках Закона об амнистии открываются банками субъектам легализации, выступающим в качестве физических лиц.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.