Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Lifestyle
  3. От гаража Генри Форда до мирового автогиганта

От гаража Генри Форда до мирового автогиганта

История «автомобиля для всех», который остается символом перемен и движения вперед

Автор:
Ford Thunderbird 1954 года (Фото: corporate.ford.com)
Ford Thunderbird 1954 года (Фото: corporate.ford.com)

От гаража Генри Форда до мирового автогиганта – путь Ford Motor Company полон революций, конфликтов, глобальных амбиций и технических прорывов. Сегодня компания стоит на пороге новой трансформации – электрификации, цифровизации, устойчивого развития. Но вернемся в самое начало.

Первый квадрицикл, основание компании и начало международной экспансии

В 1896 году молодой и дерзкий инженер Генри Форд собрал свое первое транспортное средство – квадрицикл (не квадроцикл): четырехколесный каркас с мотобайковыми колесами и двигателем мощностью четыре лошадиные силы*. Вместо руля у квадрицикла был румпель. А коробка передач имела только две передачи переднего хода – заднего хода не было.

*одна лошадиная сила – единица измерения мощности, равная работе, совершаемой при подъеме груза в 75 кг на один метр за одну секунду.

Спустя три года, в 1899 году Генри Форд присоединяется к группе, которая основывает Детройтскую автомобильную компанию. Однако, он покидает эту компанию уже через год.

В 1901 году Генри Форд побеждает лучшего гонщика эпохи. Форд разработал Sweepstakes мощностью 26 лошадиных сил и обошел Bullet мощностью 70 л. с. Александра Уинтона в 10 кругах на одномильной овальной трассе Детройтского клуба автогонок. Эта победа привела ко второй кратковременной попытке Генри Форда организовать производство автомобилей (Henry Ford Company).

В 1903 году была основана Ford Motor Company. Имея 12 инвесторов и 1000 акций, компания потратила почти все свои инвестиции в размере 28 тыс. долларов к моменту продажи первого Ford Model A – это было 23 июля 1903 года. Однако, уже через два месяца, к 1 октября 1903 года Ford Motor Company получила прибыль в размере 37 тыс. долларов. Так начался путь, который навсегда изменил автомобильную промышленность.

Уже в 1904 году была основана Ford Motor Company of Canada. Первый международный завод Ford был построен в Уокервилле (ныне Виндзор), провинции Онтарио, прямо через реку Детройт от существующих предприятий Ford. Компания представляла собой отдельную организацию со своими собственными акционерами. Она была создана для продажи автомобилей не только в Канаде, но и по всей территории тогдашней Британской империи.

В 1907 году Ford представляет рукописный шрифт своей торговой марки. Логотип разработал Чайльд Гарольд Уиллс. Он использовал набор трафаретов своего деда, основанный на стиле письма, которому учили в школах, когда Форд и Уиллс были детьми. Однако овал Ford не использовался на автомобилях до Модели A 1927 года.

В 1908 году Ford открывает свой первый зарубежный филиал в Париже. Таким образом, зарубежная экспансия Ford началась в 1908 году во Франции, а в 1909 году продолжилась в Англии и Австралии. Дальнейшая европейская экспансия включала Ирландию (1917 год), Испанию (1919 год) и Италию (1922 год). В этот период быстрого роста также были открыты филиалы в Южной Америке: Аргентине (1913 год), Бразилии (1919 год) и Чили (1924 год). 

Но вернемся к началу XX века и ключевым событиям того времени в истории компании.

Революция производства, «автомобиль для всех» и формирование американского среднего класса

В 1908 году Ford представляет Model T, которая подарила миру простой, доступный и прочный автомобиль. Ford продает 15 миллионов Model T, прежде чем прекращает их производство в мае 1927 года. Это сделало Model T одним из самых продаваемых автомобилей всех времен и, пожалуй, самым известным. 

Model T 1908 года
Model T 1908 года

В 1908 году в США было всего около 18 тыс. миль асфальтированных дорог. Чтобы справиться с бездорожьем, Ford использовал легкий и прочный сплав ванадиевой стали для изготовления важнейших деталей. В то время большинство автомобилей были скорее роскошными новинками, чем доступным транспортом. Но чтобы привлечь массовый рынок, автомобиль Ford также должен был быть надежным и простым в обслуживании. К счастью для миллионов начинающих водителей, так и было.

В 1913 году Ford внедряет интегрированную подвижную сборочную линию в автомобильное производство. Эта инновация в конечном итоге сократила время сборки шасси Model T с 12,5 до 1,5 часов, тем самым положив начало революции в производстве. Растущая скорость производства автомобилей позволила Ford и дальше снижать цену Model T.

Уже в следующем году Ford вводит знаменитый «пятидолларовый рабочий день». В 1914 году пять долларов в день вдвое превышали существующую ставку оплаты труда фабричных рабочих. Вдобавок, Ford сократил рабочий день с девяти часов до восьми. На следующий день после объявления «пятидолларового рабочего дня» около 10 тыс. человек выстроились в очередь у офиса по трудоустройству Ford в надежде получить работу. Повышение заработной платы значительно способствовало удержанию сотрудников, поскольку монотонная и тяжелая работа на конвейере приводила к высокой текучести кадров.

Увеличение зарплаты дало возможность многим сотрудникам Ford приобрести производимые ими автомобили, а восьмичасовой рабочий день позволил компании работать три смены вместо двух. Рост заработной платы, увеличение свободного времени и даже возросшая мобильность благодаря владению автомобилем стали решающими факторами в формировании американского среднего класса.

В 1917 году Ford начинает строительство комплекса Ривер-Руж в Дирборне, штат Мичиган. К следующему десятилетию он станет крупнейшим в мире заводом полного цикла. На протяжении всей своей истории автономный комплекс Ривер-Руж включал в себя широкий спектр предприятий, необходимых для производства автомобилей, включая сталелитейные заводы, шинный завод, стекольный завод, электростанцию и пункт приема угля, железной руды, резины и пиломатериалов. В 1930-х годах на комплексе работало более 100 тыс. человек. Сегодня комплекс Ривер-Руж продолжает развиваться, отвечая потребностям современных производственных процессов.

Отношения с СССР, битва с профсоюзом, IPO

В 1929 году Ford подписал соглашение с СССР о производстве автомобилей на территории Советского Союза – знаковый шаг в эпоху, когда США официально не признавали советское правительство. Генри Форд, всегда придерживавшийся принципов свободного рынка, решительно поддерживал сотрудничество своей компании с коммунистическими странами. Так, был заключен договор о помощи при строительстве автозавода в Нижнем Новгороде. Первые автомобили нового советского автозавода – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – были лицензионными копиями машин компании Ford.

Как пишет Дуглас Бринкли в своей книге «Колеса для мира» о Генри Форде и Ford Motor Company, автопроизводитель был твердо убежден, что внедрение капитализма – лучший способ подорвать коммунизм. В любом случае, помощь Ford в создании автомобильного производства в СССР существенно повлияла на ход мировых событий, поскольку возможность производить эти автомобили помогла Советскому Союзу победить Германию на Восточном фронте во время Второй мировой войны (Великой Отечественной войны). По словам Бринкли, в 1944 году Иосиф Сталин написал в Торговую палату США, назвав Генри Форда «одним из величайших промышленников мира» и выразив надежду, что «Бог его сохранит».

Но путь компании Ford не был безоблачным. В 1937 году произошел печально известный инцидент, называемый Battle of the Overpass («Битва у эстакады»): сотрудники профсоюза пытались распространять листовки возле комплекса Ривер-Руж, и их встретили силовые структуры компании. Это была жестокая стычка между профсоюзными активистами и службой безопасности завода, которая впоследствии получила широкую известность. Этот эпизод стал точкой роста противоборства между Ford и профсоюзом United Auto Workers (UAW), и показал: даже гигант может быть втянут в конфликт трудовых прав.

После многих лет борьбы между руководством и трудовыми коллективами крупнейших автопроизводителей Детройта Ford подписал контракт, гарантировавший сотрудникам более высокую оплату труда, льготы и условия труда. Ford подписывает свой первый контракт с профсоюзом UAW-CIO (United Auto Workers-Congress of Industrial Organizations) в 1941 году.

В послевоенные десятилетия компания переживала разные взлеты и падения. Стоит отметить, что после основания в 1903 году Генри Фордом и другими инвесторами, Ford Motor Company была реорганизована в 1919 году: Форд, его жена Клара и сын Эдсел стали полноправными владельцами компании. Они, их наследники и основанный в 1936 году Фонд Форда были единственными акционерами компании до января 1956 года, когда впервые была организована публичная продажа обыкновенных акций (IPO). Однако контрольный пакет акций остался у семьи Фордов.

К концу XX века конкуренция усилилась – японские, европейские автопроизводители «поджимали». В ответ Ford отходил от прежних моделей и пытался адаптироваться.

Новое тысячелетие: кризис, переосмысление, электрификация

В начале XXI века, испытывая трудности, Ford начал продавать многие из своих приобретений, сделанных в предыдущее десятилетие. В 2005 году компания продала Hertz, а в 2007 году – Aston Martin.

Определяющим экономическим моментом этого периода для Ford, как и практически для всех компаний в США, стал финансовый кризис 2008 года (также известный как Великая рецессия), который привел к значительному падению продаж автомобилей и общих потребительских расходов. В 2008 году Ford продал Jaguar и Land Rover индийской компании Tata Motors. В том же году компания начала продавать акции Mazda и полностью отказалась от автопроизводителя в 2015 году.

В декабре 2008 года президент США Джордж Буш-младший объявил о плане экстренного финансового оздоровления, призванном помочь «большой тройке» автопроизводителей – Chrysler, General Motors (GM) и Ford – предотвратить крах испытывающей трудности автомобильной промышленности страны.

План предусматривал немедленное выделение 13,4 млрд долларов в виде государственных займов из Программы помощи проблемным активам (Troubled Asset Relief Program или TARP) – фонда в размере 700 млрд долларов, одобренного Конгрессом для оказания помощи финансовой отрасли после кризиса субстандартного ипотечного кредитования (ипотечного кризиса в США).

Кредиты TARP позволили автопроизводителям продолжать свою деятельность до марта 2009 года, когда от них потребовалось продемонстрировать «финансовую жизнеспособность» или вернуть деньги. Первоначально деньги были предоставлены GM и Chrysler – Ford, как утверждалось, обладал достаточными средствами для продолжения деятельности и не нуждался в немедленной государственной помощи. Дополнительное условие требовало от GM и Chrysler реструктуризации.

Ford сумел избежать банкротства, о котором объявили и GM, и Chrysler, и в 2009 году увеличил продажи и долю рынка. Рост был частично обусловлен программой федерального правительства «Деньги за утилизацию», которая предоставляла потребителям до 4500 долларов на обмен старых автомобилей на новые экономичные модели.

Ford также принял ряд мер по сокращению расходов и сосредоточился на развитии более сильных брендов. В 2010 году автопроизводитель продал Volvo китайской компании Zhejiang Geely Holding. Несколько месяцев спустя Ford объявил о прекращении выпуска линейки Mercury.

В связи со снижением продаж автопроизводитель стремился расширить свою продукцию. В 2016 году была создана компания Ford Smart Mobility, которая занималась, помимо прочего, развитием проектов каршеринга и производства беспилотных автомобилей. В следующем году автопроизводитель объявил о расширении линейки электромобилей. Следуя меняющимся вкусам потребителей, в 2018 году Ford объявил о постепенном снятии с производства всех легковых автомобилей, кроме Mustang и Ford Focus Active. Вместо этого компания сосредоточится на пикапах (пикапы Ford серии F были самыми продаваемыми автомобилями в США в конце XX – начале XXI веков), кроссоверах и внедорожниках.

В начале 2020-х годов Ford объявил о намерении инвестировать более 50 млрд долларов в электрификацию и исследования и разработки до 2026 года. Ключевым элементом этой стратегии является выпуск новых электрических моделей, основанных на популярности существующих моделей: Mustang Mach-E, F-150 Lightning, E-Transit, Electric Explorer, Electric Puma, E-Transit Custom и E-Transit Courier. Компания также заявила, что стремится к достижению нулевого углеродного следа к 2050 году.

С момента своего основания в 1903 году Ford Motor Company является краеугольным камнем американской автомобильной промышленности и пионером в области массового производства и производственных технологий. Несмотря на трудности, связанные с экономическими кризисами, конкуренцией во всем мире и технологическим прогрессом, Ford постоянно адаптирует свою продукцию для удовлетворения меняющихся требований мирового рынка.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram