USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.79$
-0.500
BTC
95945.60$
+584.400

Сможет ли суд улучшить инвестиционную привлекательность Казахстана?

В мажилисе парламента обсуждается проект Гражданского процессуального кодекса

Share
Share
Share
Tweet
Share
Сможет ли суд улучшить инвестиционную привлекательность Казахстана?- Kapital.kz

В мажилисе парламента обсуждается  проект  Гражданского процессуального кодекса, который предусматривает создание в Казахстане специализированного суда для разрешения споров с участием инвесторов (инвестиционных споров).

В последнее время мы много слышим об изменениях в законодательство, направленных на улучшение условий для предпринимательской деятельности и повышение инвестиционной привлекательности Казахстана.

Очередной такой инициативой является создание в РК специализированного суда для разрешения инвестиционных споров.

Споры между инвесторами и государственными органами по вопросам взимания налогов, таможенных платежей, а также платежей за загрязнение окружающей среды традиционно занимали особое место в общей картине инвестиционной привлекательности Казахстана. Некоторые инвесторы оспаривали требования госорганов в местных судах, считая их завышенными и необоснованными, другие соглашались и платили, третьи обращались в международные арбитражи и даже,  единицы из них,  выигрывали. В связи с этим очень своевременной выглядит инициатива Верховного суда Республики Казахстан о создании специализированного  суда для разрешения инвестиционных споров. Действительно, квалифицированный и беспристрастный суд, пожалуй, является одним из ключевых критериев обеспечения безопасных и предсказуемых условий для инвестиций.

Проектом Гражданского процессуального кодекса предусмотрено создание при Суде города Астаны отдельной коллегии, специализированного состава, который будет рассматривать гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам с участием участника регионального финансового центра, а также гражданские дела по спорам в связи с инвестиционной деятельностью инвестора (инвестиционные споры), кроме дел, подсудных Верховному суду Республики Казахстан.

Проектом также предлагается, чтобы по указанной категории споров Суд города Астаны выступал в качестве суда первой инстанции, тогда как в соответствии с существующим законодательством Суд города Астаны является судом апелляционной и кассационной инстанции.

По инвестиционным спорам, стороной которых выступает крупный инвестор, предлагается, чтобы в качестве суда первой инстанции дела рассматривались Верховным судом Республики Казахстан, тогда как в соответствии с существующими нормами процессуального права надзорная коллегия Верховного Суда, в основном, пересматривает гражданские дела в порядке надзора, в четвертую очередь (после судов первой, апелляционной и кассационной инстанции).

Апелляционная жалоба и протест на решения, вынесенные судом по инвестиционным спорам, будут рассматриваться специализированной коллегией по рассмотрению инвестиционных споров Верховного суда Республики Казахстан. Далее, судебные акты могут быть обжалованы в порядке судебного надзора в надзорную коллегию Верховного суда Республики Казахстан. Отсюда следует, что для указанной категории дел не будет предусмотрен порядок пересмотра в суде кассационной инстанции.

Согласно действующему Закону Республики Казахстан от 8 января 2003 года «Об инвестициях», под «инвестиционной деятельностью» понимается деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также по произведенным и полученным фиксированным активам в рамках договора концессии концессионером (правопреемником).

В проекте закона к инвестиционным спорам предлагают относить споры между инвесторами и государственными органами: (1) связанные с допуском инвестора к осуществлению инвестиционной деятельности или прекращением этой деятельности; (2) об исполнении обязательств по переводу капиталовложений и доходов от них в страну постоянного места пребывания инвестора; (3) об оспаривании законности нормативно-правовых актов, если действие нормативно-правового акта, законность которого оспаривается, может привести к убыткам инвестора; (4) об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, если такое решение, действие (или бездействие) может привести к убыткам инвестора. К инвестиционным спорам также относятся споры между инвесторами, споры с другими субъектами об исполнении обязательств, вытекающих из договора по осуществлению инвестиционной деятельности, а также иные споры, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности.

Исходя из этого, следует, что суд сможет рассматривать достаточно широкий пласт дел.

Вместе с тем, как нам показалось, предлагаемые выше формулировки не совсем четко корреспондируются с существующим законодательством. К примеру, дефиниция термина «инвестиционный спор» (спор, вытекающий из договорных обязательств инвестора в связи с инвестиционной деятельностью), имеющаяся в Законе об инвестициях, в контексте проекта кодекса может толковаться как необоснованно ограничивающая компетенцию инвестиционного суда, что может привести к недостаточно эффективной реализации данной инициативы.

Также хотелось бы обратить внимание на  то, что в проекте предусмотрено право инвесторов оспорить законность нормативно-правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, которые могут привести к убыткам инвесторов, однако ничего не сказано о том, как быть в том случае, если в результате осуществления инвестиционной деятельности могут возникнуть убытки у государства. По всей видимости, подобные споры будут подпадать под общий порядок судопроизводства (обращение в районный или приравненный к нему суд).

Несмотря на то, что обсуждение юридической терминологии не входит в предмет данной статьи, мы все же надеемся, что предлагаемая отличная инициатива будет должным образом реализована во благо улучшения инвестиционного климата Казахстана.

Пользуясь возможностью, мы призываем общественность активно участвовать в обсуждении проекта нового Гражданского процессуального кодекса.

Зейнебике Мадыбаева, Советник ТОО «Юридическая фирма GRATA»

Бахыт Тукулов, Партнер, ТОО «Юридическая фирма GRATA»

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.