USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
98463.40$
+382.000

Как не пострадать от финансового грабежа в онлайн

Сводку рекомендаций составили в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Цифровые технологии облегчают уклад повседневности, позволяя пользователям онлайн-сервисов в несколько кликов решить определенную задачу. В онлайн-режиме сегодня можно провести процедуры юридического характера, получить справку в электронном виде, пройти образовательные курсы, приобрести товар на маркетплейсе, заказать доставку. Все это, безусловно, требует соблюдения правил безопасности, позволяющих пользователям защититься от утечки персональных данных, которой могут воспользоваться злоумышленники. Особенно много рисков сегодня имеется в сфере финансовых услуг. В Казахстане значительная часть денежных операций производится посредством электронного банкинга. Что, соответственно, становится полем для киберпреступников, которые в расчете на отсутствие у граждан цифровой и финансовой грамотности завладевают их денежными средствами. 

Сегодня финансовые мошенники проявляют особую активность, постоянно изобретая новые схемы обмана и воровства, отмечают в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«С каждым годом растет количество пользователей, совершающих различные финансовые операции с помощью гаджетов. Вместе со всеми удобствами современных технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь, в наступление перешли и виртуальные преступники, постоянно оттачивающие свои приемы отъема денег у доверчивых пользователей», - констатируют в агентстве. 

В ведомстве составили подборку правил, которые позволят избежать казахстанцам уловки «цифровых грабителей»:

  • Используйте функции безопасности вашего компьютера и мобильных устройств (антивирусная защита, сложные составные пароли, не храните на компьютере или мобильном устройстве личные данные в открытом виде);
  • Не публикуйте персональные данные в интернете (форумы, социальные сети и т.д.);
  • Не доверяйте звонкам от незнакомцев, которые представляются сотрудниками финансовых организаций, не раскрывайте им свои персональные данные, особенно PIN-код, CVV/СVC-код (трехзначный номер на обороте карты);
  • Не открывайте электронные письма, полученные с неизвестных и подозрительных адресов, не переходите по ссылкам, присланным из сомнительных источников по электронной почте, в социальных сетях или посредством СМС;
  • Если вы часто совершаете онлайн-покупки, то лучше заведите отдельную карту для интернет-покупок (виртуальную карту);
  • Перед совершением онлайн-покупки убедитесь, что сайт, на котором вы находитесь, действительно принадлежит интернет-магазину, и его адрес начинается с https://, а не с http://;
  • Подключите СМС- или PUSH-уведомления к своим платежным картам;
  • Никогда не отключайте функцию 3D-Secure;
  • Не храните PIN-коды вместе с карточками и, конечно же, не разглашайте их никому. Не передавайте свои банковские карты третьим лицам (даже родственникам), в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах;
  • Не пользуйтесь открытыми точками доступа wi-fi для входа в банковские аккаунты;
  • В случае утери карты сразу же блокируйте ее и приостанавливайте все операции, позвонив на горячую линию банка, также желательно посетить отделение банка в кротчайшие сроки с целью блокировки счетов.

В АРРФР также сообщили, что в рамках реализации Концепции повышения финансовой грамотности на 2020–2024 годы проводится социологическое исследование по изучению финансовой грамотности населения. По итогам опроса составляется Индекс финансовой грамотности (INDEX), который рассчитывается по трем показателям:

  • Управление собственными финансовыми средствами;
  • Умение использовать финансовые услуги;
  • Информированность о финансовой системе.

«В целом следует отметить положительную динамику. В 2022 году Индекс составил 40,2% – это больше на 0,7% по сравнению с прошлым годом (2021 г.  – INDEX = 39,52%; 2020 г. – INDEX = 39,07%)», - сообщили в ведомстве.

В агентстве отметили, что зачастую граждане начинают искать информацию о финансовой грамотности только после того, как в их жизни появились финансовые трудности. Это могут быть сложности с исполнением своих кредитных обязательств или ситуации, когда они столкнулись с финансовыми мошенниками.

Наиболее распространенными видами финансового мошенничества являются телефонное (34,2%) и интернет-мошенничество (32,7%). Как показал опрос, среди респондентов более половины встречались с финансовым мошенничеством – 55,8%. Чаще всего это телефонное мошенничество – «вишинг» (34,2%) и интернет-мошенничество – «фишинг»  (32,7%).  21,6% опрошенных были участниками мошенничества со стороны финансовых пирамид, и 11,5% – сталкивались с аферами с платежными картами.

При этом самыми распространенными способами связи мошенников с гражданами являются звонок на мобильный или городской телефон (51,5%), также сообщения в соцсетях и мессенджерах (33,4%). В 56% случаях удается распознать, но все же остальные 44% респондентов не смогли своевременно выявить правонарушение.

Особенно подвержены влиянию финансовых мошенников такие группы населения, как дети, студенты, пенсионеры. В силу своей доверчивости они часто ведутся на уловки мошенников и их легче вовлечь в сети финансовых пирамид, сообщили в регуляторе. 

Поддаться на уловки мошенников чаще всего рискует старшее поколение, так как 50,7% опрошенных пенсионного возраста (63+) не распознали мошенничество. Пенсионеры чаще всех частично передавали информацию преступникам (6,3%) и никогда не уточняли информацию у организации, от которой звонил преступник (0%).

Как выяснилось, мошенники больше пользуются доверием женщин (45,3%), нежели мужчин (42,6%).

В региональном разрезе высокие показатели по варианту ответа «Нет, не удалось распознать» в Алматы и Шымкенте (по 49,3%), Восточно-Казахстанской   области (48,7%) и Астане (48%). Данные показатели могут говорить о высоких рисках развития профессионального экономического мошенничества, в первую очередь, в больших мегаполисах.

Уровень осведомленности граждан о том, что делать в случаях, когда столкнулись с мошенничеством, довольно высокий: респонденты чаще всего ищут информацию в интернете (37,9%) или обрывают дальнейшую связь с правонарушителем (29,8%). При этом низкий уровень обращения к правоохранительным органам за помощью (3,1%) несет за собой риски безнаказанности и отсутствия возможности разоблачения преступников.

Гендерная специфика ответов на данный вопрос показывает, что женщины более подвержены к обману со стороны мошенников: 9,2% частично передавали нужную им информацию, для сравнения: у мужчин данный показатель равен 2,9%.

Вследствие широкой распространенности деятельности финансовых мошенников более половины респондентов утверждают, что никаких последствий не потерпели, так как не взаимодействовали с ними (57,2%), при этом наиболее ощутимым оказалось психологическое давление (34,4%). 

Напомним, ранее в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка представили рекомендации казахстанцам при оформлении кредитов. 

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.