Миграция IТ-систем банка в облачную среду — очень привлекательное направление, открывающее новые перспективы. Но на пути миграции банкам предстоит преодолеть немало проблем. Перечислим лишь самые распространенные барьеры, с которыми сталкивается чуть ли не каждый традиционный банк.
Большинство банков осознают выгоду своего «переезда» в облака, однако в самый разгар миграции они нередко задумываются о том, насколько дорогим и сложным будет этот процесс. Проблемы, связанные с миграцией в облака для крупных организаций, могут быть весьма значительными и их не следует недооценивать. Любые подобные проекты нужно начинать с тщательного и детального планирования и поиска типичных «подводных камней», которые могут привести к разочарованию в облачных технологиях.
Наш опыт оказания помощи многим банкам во всем мире говорит о том, что важнее всего в этом процессе — целостный подход, правильная стратегия миграции и следование базовым правилам управления. Вот какие типичные сложности возникают у банков.
Безопасность
Информационная безопасность – один из наиболее очевидных вызовов облачной трансформации. Он включает в себя комплекс проблем, связанных с соблюдением регуляторных требований, конфиденциальностью и защитой данных. Обязательным условием является понимание того, какие данные могут быть переданы в облако, а какие нет в соответствии с регуляторными требованиями. Бывают случаи, когда банки вследствие некорректной трактовки регуляторных требований излишне перестраховываются. В любом случае вопрос информационной безопасности очень острый и не может быть передан на аутсорсинг провайдеру облачных услуг.
Необходимо составить дорожную карту миграции, которая должна быть согласована со службой управления рисками и юридической службой для соблюдения регуляторных требований и учитывать переходный период.
При переносе сервисов в облака не стоит забывать и о проактивном тестировании — например, периодически проводить тесты на проникновение (пентесты).
Усложненность бизнес-модели
Многие банки оказываются неспособны согласовать и внедрить модель разработки новых цифровых сервисов и продуктов в облаках (DevOps) из-за бюрократии организации, функциональных разрозненностей и сложных бизнес-процессов. Все эти препятствия преодолеваются, когда выбирается определенная задача, приносящая бизнесу ценность от миграции в облака, и — что самое главное — ценность может быть выражена в количественном показателе. Также можно запускать пилотные проекты, что тоже может быть вариантом решения, так как запуск «пилотов» не требует такого количества ресурсов, как полноценный проект.
Рассинхронизация бизнеса и IТ
«Рассинхрон» между целеполаганием бизнес-подразделений и IТ-департамента часто приводит к несогласованному сотрудничеству и нежелательным результатам. Поэтому ключевым фактором является выстраивание коммуникации и сотрудничество с бизнесом с самого начала.
Необходимо плотное взаимодействие между владельцами продуктов (product owners) от бизнеса и командой разработки. Их целесообразно объединять в продуктово-проектные команды, где бизнес отвечает за постановку целей, а «айтишники» — за то, чтобы функционал соответствовал этим целям.
Также помогает грамотное управление корпоративными интересами: избегайте параллельного появления конкурирующих бизнес-кейсов и моделей, привлекайте к работе IТ-лидеров, обладающих опытом управления трансформацией on-premise проектов. Их задача — «услышать» коллектив банка и не допустить организационного сопротивления со стороны сотрудников.
Разрыв в навыках
Отсутствие навыков работы с облаками в организации, а также неразвитая культура обучения приводят к задержкам и медленному прогрессу на пути перехода к цифровой модели. Часто встречаются ситуации, когда в банке просто отсутствуют необходимые компетенции для осуществления миграции.
С этой целью необходимо создать HR-конвейер – четкий набор методик и этапов для переосмысления жизненного цикла развития сотрудников внутри банка, начиная с подбора и приема на работу, и далее до переобучения и управления карьерными сценариями. Банку важно создать формальные механизмы подготовки кадров в области новых технологий: модели коучинга, программы онлайн-обучения, проведение общих очных занятий и так далее. Основная цель этих мероприятий – изменить культуру и переориентировать организацию на более тесное сотрудничество сторон, вовлеченных в процессы цифровизации.
Цифровое наследие
«Легаси» IТ-инфраструктура и архитектура банка от «железа» до приложений может стать серьезной проблемой при переходе в облачные среды. На помощь придут, прежде всего, реорганизация и повышение гибкости операционной модели IТ.
Этот этап, в свою очередь, не обходится без изменения ролей специалистов по инфраструктуре. В случае банковской отрасли такими, в первую очередь, будут создание расширенных компетенций в области программного обеспечения и технологий класса «full stack».
Время, когда бизнес стремился решить все свои IТ-проблемы через альянс с одним провайдером облачных вычислений, прошло. Сегодня банкам предстоит сделать непростой выбор, какая модель облачных ресурсов решит стоящие перед ними практические бизнес-задачи. Провайдеры публичных облаков сегодня предлагают гораздо больше гибридных решений, чем раньше, позволяя объединять контроль над собственными IТ-ресурсами on premise и в частном облаке с гибкостью и масштабируемостью ресурсов облака публичного. В таком случае миграция обеспечивает максимально кастомизированный подход: процесс перехода в облака будет адаптирован не только к технологическим потребностям банка, но и к его политике по управлению рисками, бизнес- и технологической культуре.
Жанна Мусрепова, менеджер департамента «Технологическая стратегия» Accenture в Казахстане