USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
74.13$
+0.260
BTC
104435.00$
-1552.000

Проверить поставщиков ГСМ на предмет ценового сговора просит депутат

Стоимость дизтоплива выросла до 240-285 тенге за литр, отметил Серик Ерубаев

Share
Share
Share
Tweet
Share
Главком

Главком

Мажилисмен Серик Ерубаев обратился с депутатским запросом к министру энергетики Магзуму Мирзагалиеву по поводу ситуации с дефицитом дизельного топлива в стране. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе партии «Ак жол». 

«В последние дни в разных регионах проходят акции водителей и предпринимателей, возмущенных резким скачком цен на ГСМ. Так, цена на дизель подскочила со 189 до 240-285 тенге за литр, - сказал депутат мажилиса от фракции «Ак жол». - Не секрет, что все отрасли нашей экономики зависят от цен на энергоносители. Эти цены прямо влияют на себестоимость и обычных потребительских товаров, и стратегического сырья. Рост цен на дизтопливо также понижает конкурентоспособность наших производителей и их продукции. А отсутствие дизтоплива на АЗС парализует экономическую деятельность в дальних районах».

Серик Ерубаев напомнил, что сезонный дефицит ГСМ стал ежегодно повторяющейся проблемой.

«Именно в период весенне-полевых сельхозработ и в период уборки урожая наши нефтеперерабатывающие заводы традиционно останавливаются на ремонт, - посетовал депутат. - С тех пор как в стране начался рост населения, увеличение транспортных перевозок и активизация экономики, стала очевидной нехватка производственных мощностей существующих НПЗ и необходимость строительства новых. Вместо этого была запланирована модернизация существующих. Но уже в ходе работ по их модернизации была выявлена несостоятельность этого решения».

По словам Серика Ерубаева, недовольство в обществе вызывает не только резкий рост цен на топливо, но и вероятность спекуляций на этом рынке. 

Читайте также

«В этой связи депутатская фракция «Ак жол» предлагает перестать надеяться только на НПЗ с государственным участием. Всемерно поддержать частных нефтепереработчиков. Такие предприятия и проекты тоже есть, но без должного содействия им невозможно выйти на необходимый уровень развития, - сказал мажилисмен. - При правильной политике в отношении частных нефтепераработчиков Казахстан вполне способен стать экспортером не только нефти, но и нефтепродуктов без ущерба для внутреннего рынка».

Также депутат считает необходимым «организовать проверку ситуации с ростом цен на дизтопливо на предмет ценового сговора поставщиков». По его мнению, необходимо разобраться, насколько нынешний скачок цен обусловлен реальной рыночной ситуацией, а насколько является результатом незаконных действий монополистов.

По итогам проверки нужно навести порядок, привлечь виновных к ответственности и стабилизировать цены на ГСМ, заключил Серик Ерубаев. 

На прошлой неделе ситуацию с дизельным топливом в Казахстане прокомментировал вице-министр энергетики Асет Магауов. По его словам, в нынешнем году объем производства дизельного топлива составит 4,9 млн тонн - это максимальный показатель с 2015 года. В 2021 году потребление топлива выросло по сравнению с 2019 и 2020 годами.

Читайте также

«Если просуммировать пиковый сезон с мая по сентябрь, то в сравнении с 2020 годом потребление выросло на 480 тыс. тонн. Это практически месячное производство трех наших НПЗ», - цитировало Асета Магауова МИА «Казинформ». 

Он пояснил, что основной причиной роста потребления топлива является существенная разница в ценах со странами-соседями: 

«На данный момент крупные сети АЗС держат цены примерно 207-208 тенге за литр. Остальные сети уже (продают - Ред.) по 230-240 тенге, но долгое время мы держали цену по 200 тенге за литр. Разница доходила с Российской Федерацией до 100 тенге за литр, с Узбекистаном - 70-80 тенге за литр, с Кыргызстаном - 61 тенге. Соответственно данная разница способствовала тому, что практически весь транзитный поток старался заправиться на въезде и выезде из Казахстана. Таким образом, мы видим резкий рост потребления именно в приграничных областях».

По поводу ситуации на топливном рынке высказались и в компании Helios. Чтобы снизить дефицит, в октябре на рынок Казахстана необходимо импортировать около 100 тыс. тонн дизтоплива, считают в компании. 

«На данный момент нами ведутся переговоры с российскими производителями нефтепродуктов. Несмотря на высокие цены импортного дизельного топлива, жизненно необходимо произвести его закупку для обеспечения внутреннего рынка страны с последующей адекватной корректировкой цен на АЗС, это позволит стабилизировать ситуацию с дизельным топливом в Казахстане», - сообщили в компании.

Основными причинами дефицита в Helios назвали: рост потребления за счет увеличения транзитных перевозок по территории РК и низкой стоимости дизельного топлива в сравнении с соседними странами; рост потребления за счет проведения активной фазы уборочных работ у сельхозпроизводителей и завершения сезона дорожно-строительных работ; нестабильную работу НПЗ в течение года, а также плановые ремонтные работы; отсутствие импортных поставок из-за дисбаланса цен; «перетоки» дизельного топлива с приграничных регионов в соседние страны.

По итогам 8 месяцев производство дизтоплива в республике составило 3 млн 270 тыс. тонн, это на 9% или на 262 тыс. тонн больше, чем в прошлом году.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.