Мажилисмен Серик Ерубаев обратился с депутатским запросом к министру энергетики Магзуму Мирзагалиеву по поводу ситуации с дефицитом дизельного топлива в стране. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе партии «Ак жол».
«В последние дни в разных регионах проходят акции водителей и предпринимателей, возмущенных резким скачком цен на ГСМ. Так, цена на дизель подскочила со 189 до 240-285 тенге за литр, - сказал депутат мажилиса от фракции «Ак жол». - Не секрет, что все отрасли нашей экономики зависят от цен на энергоносители. Эти цены прямо влияют на себестоимость и обычных потребительских товаров, и стратегического сырья. Рост цен на дизтопливо также понижает конкурентоспособность наших производителей и их продукции. А отсутствие дизтоплива на АЗС парализует экономическую деятельность в дальних районах».
Серик Ерубаев напомнил, что сезонный дефицит ГСМ стал ежегодно повторяющейся проблемой.
«Именно в период весенне-полевых сельхозработ и в период уборки урожая наши нефтеперерабатывающие заводы традиционно останавливаются на ремонт, - посетовал депутат. - С тех пор как в стране начался рост населения, увеличение транспортных перевозок и активизация экономики, стала очевидной нехватка производственных мощностей существующих НПЗ и необходимость строительства новых. Вместо этого была запланирована модернизация существующих. Но уже в ходе работ по их модернизации была выявлена несостоятельность этого решения».
По словам Серика Ерубаева, недовольство в обществе вызывает не только резкий рост цен на топливо, но и вероятность спекуляций на этом рынке.
Читайте также
Большинство реализаторов исполнили уведомления антимонопольного ведомства
«В этой связи депутатская фракция «Ак жол» предлагает перестать надеяться только на НПЗ с государственным участием. Всемерно поддержать частных нефтепереработчиков. Такие предприятия и проекты тоже есть, но без должного содействия им невозможно выйти на необходимый уровень развития, - сказал мажилисмен. - При правильной политике в отношении частных нефтепераработчиков Казахстан вполне способен стать экспортером не только нефти, но и нефтепродуктов без ущерба для внутреннего рынка».
Также депутат считает необходимым «организовать проверку ситуации с ростом цен на дизтопливо на предмет ценового сговора поставщиков». По его мнению, необходимо разобраться, насколько нынешний скачок цен обусловлен реальной рыночной ситуацией, а насколько является результатом незаконных действий монополистов.
По итогам проверки нужно навести порядок, привлечь виновных к ответственности и стабилизировать цены на ГСМ, заключил Серик Ерубаев.
На прошлой неделе ситуацию с дизельным топливом в Казахстане прокомментировал вице-министр энергетики Асет Магауов. По его словам, в нынешнем году объем производства дизельного топлива составит 4,9 млн тонн - это максимальный показатель с 2015 года. В 2021 году потребление топлива выросло по сравнению с 2019 и 2020 годами.
Читайте также
Такое мнение высказали представители крупных сетей АЗС
«Если просуммировать пиковый сезон с мая по сентябрь, то в сравнении с 2020 годом потребление выросло на 480 тыс. тонн. Это практически месячное производство трех наших НПЗ», - цитировало Асета Магауова МИА «Казинформ».
Он пояснил, что основной причиной роста потребления топлива является существенная разница в ценах со странами-соседями:
«На данный момент крупные сети АЗС держат цены примерно 207-208 тенге за литр. Остальные сети уже (продают - Ред.) по 230-240 тенге, но долгое время мы держали цену по 200 тенге за литр. Разница доходила с Российской Федерацией до 100 тенге за литр, с Узбекистаном - 70-80 тенге за литр, с Кыргызстаном - 61 тенге. Соответственно данная разница способствовала тому, что практически весь транзитный поток старался заправиться на въезде и выезде из Казахстана. Таким образом, мы видим резкий рост потребления именно в приграничных областях».
По поводу ситуации на топливном рынке высказались и в компании Helios. Чтобы снизить дефицит, в октябре на рынок Казахстана необходимо импортировать около 100 тыс. тонн дизтоплива, считают в компании.
«На данный момент нами ведутся переговоры с российскими производителями нефтепродуктов. Несмотря на высокие цены импортного дизельного топлива, жизненно необходимо произвести его закупку для обеспечения внутреннего рынка страны с последующей адекватной корректировкой цен на АЗС, это позволит стабилизировать ситуацию с дизельным топливом в Казахстане», - сообщили в компании.
Основными причинами дефицита в Helios назвали: рост потребления за счет увеличения транзитных перевозок по территории РК и низкой стоимости дизельного топлива в сравнении с соседними странами; рост потребления за счет проведения активной фазы уборочных работ у сельхозпроизводителей и завершения сезона дорожно-строительных работ; нестабильную работу НПЗ в течение года, а также плановые ремонтные работы; отсутствие импортных поставок из-за дисбаланса цен; «перетоки» дизельного топлива с приграничных регионов в соседние страны.
По итогам 8 месяцев производство дизтоплива в республике составило 3 млн 270 тыс. тонн, это на 9% или на 262 тыс. тонн больше, чем в прошлом году.
Читайте также
Этому поспособствовало завершение модернизации НПЗ