Производство дизельного топлива в Казахстане в 2021 году может достигнуть рекордных показателей. Об этом на пресс-конференции сообщил директор департамента транспортировки и переработки нефти министерства энергетики Бауыржан Салимгереев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы ожидаем рекордное производство дизтоплива. По нашим прогнозам, объем производства составит 4,9 млн тонн. Завершение модернизации НПЗ позволило увеличить производство с уровня 4 млн тонн в 2017 году до 4,9 млн тонн в этом году, увеличение на 900 тыс. тонн», - сказал он.
По итогам 8 месяцев производство дизтоплива в республике составило 3 млн 270 тыс. тонн, это на 9% или на 262 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. Бауыржан Салимгереев добавил, что в этом году наблюдается существенный рост потребления дизтоплива. Пик пришелся на август 2021 года, объем потребления составил 519 тыс. тонн, что больше чем в прошлом году на 84 тыс. тонны и на 37 тыс. тонн больше, чем в 2019 году.
«Это рекордная цифра потребления в РК за всю историю внутреннего рынка. По итогам первой половины сентября мы наблюдаем аналогичную ситуацию с потреблением. Одной из основных причин роста потребления является сезонное увеличение транзитных грузовых перевозок. На сегодняшний день в Казахстане дизтопливо стоит дешевле, чем в соседних странах. Из-за высокой ценовой разницы весь транзитный грузовой транспорт заправляется у нас. По информации крупных АЗС, городская АЗС продает 70% бензина и 30% дизтоплива, в то время как АЗС, расположенные на трассах, продают наоборот 70% дизтоплива», - поделился цифрами директор департамента.
Он отметил, что планируемый в октябре ремонт на ПНХЗ (Павлодарский нефтехимический завод), безусловно, скажется на производстве дизтоплива. «Первоначально планировалось начать ремонт 24 июля с простоем по первичной переработке на 24 дня. Фактически ремонт начнется 1 октября текущего года», - рассказал Бауыржан Салимгереев. «Во избежание перебоев с поставками крупным потребителям дизтоплива, таким как горнометаллургический комплекс, недропользователи, а также сетям АЗС, необходимо рассмотреть импорт недостающих объемов. Согласно индикативному плану с РФ на 2021 год, объем возможного импорта в РК составляет 530 тыс. тонн. За 8 месяцев практически импортировано 145 тыс. тонн. Соответственно, имеется возможность импортировать 385 тыс. тонн до конца года. Никаких ограничений по импорту нет. Министерство со своей стороны прорабатывает вопрос импорта необходимых объемов с коллегами из России», - заключил он.
Поставки в адрес сельхозтоваропроизводителей также уменьшатся в связи с завершением осенних полевых работ, что снизит общий уровень потребления.
«Для проведения осенних полевых работ для заготовки кормами в адрес сельхозтоваропроизводителей было выделено 440 тыс. тонн дизельного топлива. По состоянию на 20 сентября текущего года фактически отгружено 282 тыс. тонн дизельного топлива. По осенним полевым работам объем с июля по август отгружен полностью, заявленный объем на сентябрь законтрактован, оплачен и находится в процессе отгрузки. Планируемая поставка в октябре составляет 28,5 тыс. тонн», - сказал он.
По его словам, поставка дизтоплива сельхозникам с НПЗ осуществляется на приоритетной основе, министерством ведется постоянный мониторинг отгрузок. Для недопущения срывов в обеспечении дизтопливом и был перенесен плановый ремонт на ПНХЗ.
Читайте также
Для обеспечения внутреннего рынка топливом также прорабатывается вопрос о переносе сроков ремонтных работ на ПНХЗ