Программа индустриализации кардинально изменила машиностроительную отрасль Казахстана. Троекратно увеличился экспорт продукции, в 2 раза вырос объем физического производства, а количество предприятий, занятых выпуском сложной продукции, выросло в 1,7 раза. По оценкам экспертов, сегодня в республике уже есть современная и динамично растущая отрасль машиностроения, которая помогает развитию других секторов экономики.
Машиностроение можно назвать одним из драйверов роста экономики. Грузовые и легковые автомобили, ж/д транспорт, сельскохозяйственная техника и энергетическое оборудование, сложные приборы и запасные части – эта продукция жизненно необходима для стабильного развития других отраслей промышленности. О том, каких успехов достигло отечественное машиностроение, мы поговорили с директором центра отраслевого развития АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry» Асетом Адахаевым.
- Асет Садыкулы, расскажите, какое влияние оказывает развитие машиностроения на экономику Казахстана?
- Машиностроение - одна из наиболее сложных с технологической точки зрения отраслей промышленности. Производство сложных машин и приборов оказывает значительное влияние на экономику и влечет за собой ее качественную диверсификацию. К примеру, создание одного рабочего места в машиностроении автоматически создает пять-шесть рабочих мест в смежных отраслях. В связи с этим машиностроение было определено в качестве приоритетного направления программ индустриального развития в Казахстане.
Этот курс позволил достичь серьезных результатов в отрасли. Приведу конкретные цифры: практически в 5 раз увеличился объем производства (с 281,3 млрд тенге в 2009 году до 1 371,9 млрд тенге в 2019 году); в 2,1 раза вырос объем привлекаемых в год инвестиций (с 23,8 млрд тенге в 2010 году до 50,2 млрд тенге в 2019 году); в 3,1 раза вырос объем экспорта (с 378 млн долл. США в 2010 г. до 1 151 млрд долл. США в 2019 г.).
- Выросло ли количество предприятий, работающих в этой отрасли?
- Да, в прошлом году было зарегистрировано 2910 действующих предприятий, при этом до принятия программы индустриализации количество предприятий отрасли составляло всего 1700. Фактически количество машиностроительных производств за 10 лет выросло в 1,7 раза. Сегодня в отрасли работает 65 крупных, 100 средних и 2745 небольших предприятий. Всего на производствах занято более 114 тысяч казахстанцев. В числе наиболее крупных предприятий можно назвать ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «Азия Авто», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Кайнар-АКБ», АО «Кентауский трансформаторный завод», АО «Агромашхолдинг KZ», АО «Атыраунефтемаш», АО «АЗТМ» и АО «ПЗТМ.
- Насколько в физическом выражении выросло производство продукции в сфере машиностроения?
- По оперативным данным, за 2019 год индекс физического объема производства машиностроительной отрасли достиг 120,9% к 2018 году. Если же смотреть на уровень реального производства за последние 10 лет, то благодаря вводу новых мощностей, мерам поддержки отечественных производителей и стимулирования спроса, а также расширению рынков сбыта мы наблюдаем почти двукратный рост отрасли. Необходимо отметить, что отрасль переживала периоды спада в 2014-2016 гг., связанные со снижением темпов развития стран евразийского макрорегиона.
- Какие направления машиностроения и образцы продукции впервые появились в Казахстане? Какие предприятия были созданы «с нуля»?
- Благодаря программе индустриализации получили возможность существенного развития такие сектора отрасли, как нефтегазовое, сельскохозяйственное и горнорудное машиностроение, крупное железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, производство электрооборудования.
Например, в Карагандинской области с инвесторами из Германии было создано СП «Бемер арматурен Казахстан» по производству шаровой запорной арматуры.
В Павлодарской области стали производить стрелочные переводы и ж/д колеса на ТОО «Проммашкомплект», в столичном СЭЗ создали СП с французской компанией Альстом по производству электровозов. В Актау ТОО «Куду Индастриз Казахстан» начал выпускать винтовые насосы.
Также на действующих предприятиях запущено производство новых видов силовых трансформаторов (группа компаний АО «Алагеум Групп»), модемов и коммутаторов, начали производиться рефрижераторные вагоны на АО «ПЗТМ» и алюминиевые колесные диски на ТОО «Вектор Павлодар», была налажена сборка новых моделей автомобилей в Костанае и ВКО. И этот список можно продолжать долго.
- Скажите, продукция отечественного машиностроения больше рассчитана на внутреннее потребление или на экспорт?
- Сначала эти производства, конечно, создавались в первую очередь для покрытия внутреннего спроса, но с развитием отрасли стало ясно, что предприятия должны выходить на экспорт. Все-таки наш внутренний рынок ограничен. Поэтому сейчас отечественные производители стремятся расширять собственные рынки сбыта. Более того, некоторые производители уже организовывают сборочные производства в других странах. Например, ТОО «Алматинский вентиляторный завод» сейчас строит завод в г. Казани. Это предприятие начинало с небольшого производства чуть ли не в гараже. Воспользовалось мерами господдержки, получило грант на инновации, модернизировалось, внедрило новейшие технологии и построило современную новую производственную площадку в Алматинской области. Благодаря качеству продукции компания вышла на российский рынок, стала партнером LG. А сейчас вполне успешно выходит на рынки новых стран.
Стоит отметить, что продукция отечественного машиностроения с каждым годом становится все более конкурентной не только на казахстанском рынке, но и за его пределами. Кроме АВЗ можно привести в качестве примера ТОО «Вектор Павлодар», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Бёмер Арматурен Казахстан», АО «Алагеум Электрик», ТОО «Кайнар-АКБ». Кстати, продукция аккумуляторного завода за годы индустриализации вышла в Китай, а потом достигла и рынка Африки.
- Каковы объемы экспорта продукции казахстанского машиностроения?
- Объем экспорта в 2019 году составил 1 151 млн долл. США. Это в три раза больше показателя 2010 года, в то время мы экспортировали на 378 млн долл. США. Такой рост был обеспечен за счет увеличения поставок электрооборудования, ж/д техники, но при этом в доле сидит продукция реэкспорта, не производимого на территории республики, такой как сотовые телефоны и иная продукция бытовой техники.
Наиболее популярные экспортные товары отечественного производства – это подшипники, аккумуляторы, арматура, трансформаторы, локомотивы и автомобили. Основные торговые партнеры – Россия, США, Узбекистан, Великобритания и Кыргызстан.
- Какие меры предпринимаются, чтобы снизить зависимость машиностроительной отрасли от импорта?
- Стоит признать, что сегодня доля импорта достаточно высока. Больше всего завозится товаров из России, Китая, Южной Кореи, Италии и Германии. Доля отечественного машиностроительного производства пока не превышает 20%, остальное импортируется из-за границы – электродвигатели, самолеты, бытовая техника, компьютерная техника и телефоны. То есть те товары, которые мы сами не выпускаем или объем их производства пока недостаточен.
В то же время государство прилагает серьезные усилия, чтобы уменьшить зависимость отрасли от импортных технологий и комплектующих. Это и изменения законов, и принятие мер финансовой поддержки путем кредитования под низкие проценты, лизинг, инновационные гранты, возмещение расходов на транспортировку, предэкспортное и экспортное кредитование, страхование кредитов экспортерам, возмещение затрат на совершенствование технологических процессов, на повышение эффективности организации производства и многое другое.
Эти меры предоставляют такие организации как Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry», «КазАгроФинанс», дочерние организации холдинга «Байтерек»: Банк Развития Казахстана, «БРК-Лизинг», экспортно-кредитная страховая корпорация KazakhExport.
- Какие проекты будут реализовываться в течение текущей пятилетки? Какие результаты запланированы?
- Третий этап нацелен на экспортно ориентированную индустриализацию, где одним из условий для развития проектов станет выход на экспорт отечественной продукции. На текущую пятилетку запланирован ряд перспективных проектов в сфере обрабатывающей промышленности. Один из крупных проектов – строительство завода ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» в Алматы. Через два года ТОО «Корпорация Сайман» планирует запустить приборостроительный завод. Еще один проект – в ЗКО - по производству панельных радиаторов для трансформаторов мощностью 35-500 кВ. Не могу не отметить проект по производству автокомпонентов совместно с "КамАЗ", который также планируется запустить в 2022 году.
В целом потенциал у казахстанского машиностроения достаточно большой. Только за счет импортозамещения мы могли бы в год производить товаров на 16,6 млрд долл. США. Особенно в сфере нефтегазового машиностроения, электрооборудования, сельскохозяйственной техники и оборудования. Конечно, нынешние кризисные явления уже отражаются на промышленности. Но хочется надеяться, что наши планы, планы наших предприятий не изменятся.