USD 413.12₸ ↓ -1.010
EUR 452.86₸ ↑ +1.460
RUB 5.82₸ ↑ +0.020
BRENT 35.34$ ↑ +1.430
BTC 9158.80$ ↑ +0.039
ETH 206.84$ ↑ +0.030
LTC 43.58$ ↑ +0.032
Курсы валют в Казахстане
ГлавнаяЭкономикаМашиностроение в Казахстане – итоги индустриализации за 10 лет

Машиностроение в Казахстане – итоги индустриализации за 10 лет

Каких успехов достигло отечественное машиностроение, рассказал директор центра отраслевого развития QazIndustry Асет Адахаев
Строительство.RU
Строительство.RU

Программа индустриализации кардинально изменила машиностроительную отрасль Казахстана. Троекратно увеличился экспорт продукции, в 2 раза вырос объем физического производства, а количество предприятий, занятых выпуском сложной продукции, выросло в 1,7 раза. По оценкам экспертов, сегодня в республике уже есть современная и динамично растущая отрасль машиностроения, которая помогает развитию других секторов экономики.

Машиностроение можно назвать одним из драйверов роста экономики. Грузовые и легковые автомобили, ж/д транспорт, сельскохозяйственная техника и энергетическое оборудование, сложные приборы и запасные части – эта продукция жизненно необходима для стабильного развития других отраслей промышленности. О том, каких успехов достигло отечественное машиностроение, мы поговорили с директором центра отраслевого развития АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry» Асетом Адахаевым.

- Асет Садыкулы, расскажите, какое влияние оказывает развитие машиностроения на экономику Казахстана?

- Машиностроение - одна из наиболее сложных с технологической точки зрения отраслей промышленности. Производство сложных машин и приборов оказывает значительное влияние на экономику и влечет за собой ее качественную диверсификацию. К примеру, создание одного рабочего места в машиностроении автоматически создает пять-шесть рабочих мест в смежных отраслях. В связи с этим машиностроение было определено в качестве приоритетного направления программ индустриального развития в Казахстане.

Этот курс позволил достичь серьезных результатов в отрасли. Приведу конкретные цифры: практически в 5 раз увеличился объем производства (с 281,3 млрд тенге в 2009 году до 1 371,9 млрд тенге в 2019 году); в 2,1 раза вырос объем привлекаемых в год инвестиций (с 23,8 млрд тенге в 2010 году до 50,2 млрд тенге в 2019 году); в 3,1 раза вырос объем экспорта (с 378 млн долл. США в 2010 г. до 1 151 млрд долл. США в 2019 г.).

- Выросло ли количество предприятий, работающих в этой отрасли?

- Да, в прошлом году было зарегистрировано 2910 действующих предприятий, при этом до принятия программы индустриализации количество предприятий отрасли составляло всего 1700. Фактически количество машиностроительных производств за 10 лет выросло в 1,7 раза. Сегодня в отрасли работает 65 крупных, 100 средних и 2745 небольших предприятий. Всего на производствах занято более 114 тысяч казахстанцев. В числе наиболее крупных предприятий можно назвать ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «Азия Авто», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Кайнар-АКБ», АО «Кентауский трансформаторный завод», АО «Агромашхолдинг KZ», АО «Атыраунефтемаш», АО «АЗТМ» и АО «ПЗТМ.

- Насколько в физическом выражении выросло производство продукции в сфере машиностроения?

- По оперативным данным, за 2019 год индекс физического объема производства машиностроительной отрасли достиг 120,9% к 2018 году. Если же смотреть на уровень реального производства за последние 10 лет, то благодаря вводу новых мощностей, мерам поддержки отечественных производителей и стимулирования спроса, а также расширению рынков сбыта мы наблюдаем почти двукратный рост отрасли. Необходимо отметить, что отрасль переживала периоды спада в 2014-2016 гг., связанные со снижением темпов развития стран евразийского макрорегиона.

- Какие направления машиностроения и образцы продукции впервые появились в Казахстане? Какие предприятия были созданы «с нуля»?

- Благодаря программе индустриализации получили возможность существенного развития такие сектора отрасли, как нефтегазовое, сельскохозяйственное и горнорудное машиностроение, крупное железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, производство электрооборудования.

Например, в Карагандинской области с инвесторами из Германии было создано СП «Бемер арматурен Казахстан» по производству шаровой запорной арматуры.

В Павлодарской области стали производить стрелочные переводы и ж/д колеса на ТОО «Проммашкомплект», в столичном СЭЗ создали СП с французской компанией Альстом по производству электровозов. В Актау ТОО «Куду Индастриз Казахстан» начал выпускать винтовые насосы.

Также на действующих предприятиях запущено производство новых видов силовых трансформаторов (группа компаний АО «Алагеум Групп»), модемов и коммутаторов, начали производиться рефрижераторные вагоны на АО «ПЗТМ» и алюминиевые колесные диски на ТОО «Вектор Павлодар», была налажена сборка новых моделей автомобилей в Костанае и ВКО. И этот список можно продолжать долго.

- Скажите, продукция отечественного машиностроения больше рассчитана на внутреннее потребление или на экспорт?

- Сначала эти производства, конечно, создавались в первую очередь для покрытия внутреннего спроса, но с развитием отрасли стало ясно, что предприятия должны выходить на экспорт. Все-таки наш внутренний рынок ограничен. Поэтому сейчас отечественные производители стремятся расширять собственные рынки сбыта. Более того, некоторые производители уже организовывают сборочные производства в других странах. Например, ТОО «Алматинский вентиляторный завод» сейчас строит завод в г. Казани. Это предприятие начинало с небольшого производства чуть ли не в гараже. Воспользовалось мерами господдержки, получило грант на инновации, модернизировалось, внедрило новейшие технологии и построило современную новую производственную площадку в Алматинской области. Благодаря качеству продукции компания вышла на российский рынок, стала партнером LG. А сейчас вполне успешно выходит на рынки новых стран.

Стоит отметить, что продукция отечественного машиностроения с каждым годом становится все более конкурентной не только на казахстанском рынке, но и за его пределами. Кроме АВЗ можно привести в качестве примера ТОО «Вектор Павлодар», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Бёмер Арматурен Казахстан», АО «Алагеум Электрик», ТОО «Кайнар-АКБ». Кстати, продукция аккумуляторного завода за годы индустриализации вышла в Китай, а потом достигла и рынка Африки.

- Каковы объемы экспорта продукции казахстанского машиностроения?

- Объем экспорта в 2019 году составил 1 151 млн долл. США. Это в три раза больше показателя 2010 года, в то время мы экспортировали на 378 млн долл. США. Такой рост был обеспечен за счет увеличения поставок электрооборудования, ж/д техники, но при этом в доле сидит продукция реэкспорта, не производимого на территории республики, такой как сотовые телефоны и иная продукция бытовой техники.

Наиболее популярные экспортные товары отечественного производства – это подшипники, аккумуляторы, арматура, трансформаторы, локомотивы и автомобили. Основные торговые партнеры – Россия, США, Узбекистан, Великобритания и Кыргызстан.

- Какие меры предпринимаются, чтобы снизить зависимость машиностроительной отрасли от импорта?

- Стоит признать, что сегодня доля импорта достаточно высока. Больше всего завозится товаров из России, Китая, Южной Кореи, Италии и Германии. Доля отечественного машиностроительного производства пока не превышает 20%, остальное импортируется из-за границы – электродвигатели, самолеты, бытовая техника, компьютерная техника и телефоны. То есть те товары, которые мы сами не выпускаем или объем их производства пока недостаточен.

В то же время государство прилагает серьезные усилия, чтобы уменьшить зависимость отрасли от импортных технологий и комплектующих. Это и изменения законов, и принятие мер финансовой поддержки путем кредитования под низкие проценты, лизинг, инновационные гранты, возмещение расходов на транспортировку, предэкспортное и экспортное кредитование, страхование кредитов экспортерам, возмещение затрат на совершенствование технологических процессов, на повышение эффективности организации производства и многое другое.

Эти меры предоставляют такие организации как Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry», «КазАгроФинанс», дочерние организации холдинга «Байтерек»: Банк Развития Казахстана, «БРК-Лизинг», экспортно-кредитная страховая корпорация KazakhExport.

- Какие проекты будут реализовываться в течение текущей пятилетки? Какие результаты запланированы?

- Третий этап нацелен на экспортно ориентированную индустриализацию, где одним из условий для развития проектов станет выход на экспорт отечественной продукции. На текущую пятилетку запланирован ряд перспективных проектов в сфере обрабатывающей промышленности. Один из крупных проектов – строительство завода ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» в Алматы.  Через два года ТОО «Корпорация Сайман» планирует запустить приборостроительный завод. Еще один проект – в ЗКО - по производству панельных радиаторов для трансформаторов мощностью 35-500 кВ. Не могу не отметить проект по производству автокомпонентов совместно с "КамАЗ", который также планируется запустить в 2022 году.

В целом потенциал у казахстанского машиностроения достаточно большой. Только за счет импортозамещения мы могли бы в год производить товаров на 16,6 млрд долл. США. Особенно в сфере нефтегазового машиностроения, электрооборудования, сельскохозяйственной техники и оборудования. Конечно, нынешние кризисные явления уже отражаются на промышленности. Но хочется надеяться, что наши планы, планы наших предприятий не изменятся.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: