Министерство энергетики планирует снизить долю импорта по бензину АИ-92 до 30% в ноябре и до 20% в декабре. Об этом на заседании правительства заявил глава ведомства Канат Бозумбаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В среднем объем потребления 92-го бензина по республике ожидается в октябре — 290 тыс. тонн. Мы произведем 170 тыс. тонн, и объем импорта планируется порядка 120 тыс. тонн, или 40%. За счет полной работы всех НПЗ в ноябре мы планируем снизить долю импорта по 92-му бензину до 30% и до 20% в декабре», — заявил Канат Бозумбаев.
Как пояснил министр, реконструкция и модернизация НПЗ позволят обеспечить производство высокооктановых бензинов АИ-92 в 2,2 раза, АИ-95 и АИ-98 — в 9,6 раза.
«Производство дизельного топлива будет увеличено на 30%, а производство авиатоплива почти в 3 раза. К тому же будет полностью прекращен выпуск низкооктанового бензина. Первые результаты мы ждем в декабре и январе следующего года», — заверил правительство Канат Бозумбаев, добавив, что цена дизельного топлива выросла на 13% с января 2017 года. Выросла и его оптовая цена на границе на 6%.
В свою очередь премьер-министр Бакытжан Сагинтаев поинтересовался у министра энергетики: «Вы сейчас сказали, что мы импорт снизим в ноябре-декабре до 20%. Так, да? А цены упадут?»
«Цены стабилизируются. Как минимум стабилизируются. Все будет зависеть от того, какая цена вот этой 20%-ной доли в России будет. Если будет на нынешнем уровне, на уровне 560 долларов за тонну, то тогда есть возможность на внутреннем рынке к снижению цен. Если цена будет подниматься, даже эти 20% дадут нам предпосылку к поднятию цен и у нас», — ответил Канат Бозумбаев.
Он уточнил, что на повышение стоимости бензина марки АИ-92 в Казахстане влияет не только дефицит моторного топлива и зависимость от российских поставщиков, но и волатильность национальной валюты. Рост курса доллара приводит к удорожанию закупа бензина в России.
При этом средняя цена по республике на АИ-92 в январе составляла 135 тенге за литр, в сентябре в среднем цена увеличилась до 150 тенге за литр, показав рост на 11%. Доля импорта по бензину АИ-92 увеличилась с 15% в период июль-август до 30% в сентябре. Это что связано с выходом на ремонт нефтеперерабатывающих заводов. Поэтому ограниченное предложение казахстанских нефтепродуктов на рынке и увеличение доли более дорогого импортного бензина повлияли на рост цен.
Канат Бозумбаев отметил, что по сравнению с маем оптовая цена импортируемого бензина увеличилась более чем на 8%, с 517 до 560 долларов за тонну.
«Здесь также необходимо учитывать изменение курса доллара по отношению к тенге за тот же период. Курс изменился с 314 тенге за доллар до 340 тенге за доллар. А расчеты с россиянами ведутся в долларах. Кроме того, имеется в наличии активная работа Антимонопольного комитета в отношении отдельных АЗС. Были возбуждены административные дела. Однако в настоящее время на ситуацию на внутреннем рынке по АИ-92 и дизельному топливу влияет продолжающийся плановый ремонт на ПНХЗ. Первоначально ремонт должен был начаться в июле, но так как завод был не готов, мы согласились с изменениями срока», — рассказал министр энергетики.
Канат Бозумбаев подчеркнул, что на Шымкентском НПЗ увеличили план переработки в октябре на 110 тыс. тонн: с 380 тыс. тонн до 490 тыс. тонн. Это позволит дополнительно обеспечить бензином потребителей в 40 тыс. тонн, а дизтопливом на 5 тыс. тонн выше плана.
Между тем, по данным главы Минэнерго, для внутреннего рынка было переработано 111,1 млн тонн нефти. Производство автобензинов составило 2 млн 270 тыс. тонн.