Бензина АИ-92 в Казахстане осталось до середины октября. По данным Министерства энергетики Казахстана это связано с высоким потреблением моторного топлива на фоне низкого уровня производства бензина отечественными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), зависимостью от российского импорта и самоуспокоенностью компаний-импортеров. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций сообщил заместитель министра энергетики РК Асет Магауов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Поэтому цена на бензин марки АИ-92 будет расти, так как его придется закупать у российских компаний по более высокой стоимотси. Удорожание топлива произойдет уже в октябре и может достичь 157 тенге за литр.
Так, Асет Магауов сообщил, что запасы АИ-92 составляют 125 тыс. тонн. Потребление составляет — 350 тыс. тонн в месяц. Таким образом, запасов осталось только на ближайшие полмесяца.
«На начало лета у нас были высокие запасы, многие компании самоуспокоились, импорт у нас снизился. При этом вторым фактором стало то, что на российском рынке пошел рост цены. Соответственно эти запасы резко снизились, и мы остались с текущим уровнем остатка. Министерством были написаны обращения в адрес коллег из Минэнерго России, обращение в адрес крупных российских компаний. В целом нам удалось тенденцию выправить, и в сентябре мы 90 тыс. тонн бензина завезли. Но у нас был высокий уровень потребления — в августе до 330 тыс. тонн доходило потребление, хотя в среднем за 9 месяцев у нас потребление составляет 275 тыс. тонн в месяц. Да, с сентября мы переживаем снижение пика потребления. И в октябре мы ожидаем потребление на уровне 270 тыс. тонн. Из них собственное производство составит 170 тыс. тонн. То есть, для того, чтобы остатки не снижались нам необходимо порядка 100 тыс. тонн импорта. Желательно, конечно, больше импортировать, и мы сейчас такую работу ведем как с нашими отечественными импортерами, так и компаниями из Российской Федерации», — заявил Асет Магауов.
И все же по словам вице-министра энергетики октябрь будет достаточно напряженным, ведь Казахстану предстоит импортировать не меньше, чем в сентябре — от 90 до 100 тыс. тонн. Однако в дальнейшем после запуска на полную мощность установки каталитического крекинга на Атырауском НПЗ и выхода с ремонта Павлодарского НПЗ, в ноябре ожидается существенный рост собственного производства, и пойдет снижение импортных поставок — до 30−40 тыс. тонн.
Асет Магауов объяснил, что первый этап модернизации Атырауского НПЗ завершился в сентябре прошлого года. Он дал рост выпуска бензина с 260 до 600 тыс. тонн в год. И то, что за 9 последних месяцев Казахстан произвел на 200 тыс. тонн больше топлива, стало возможным благодаря как раз модернизации АНПЗ. В свою очередь, Павлодарский нефтехимический завод увеличил производство с 600 тыс. тонн до 1 млн 450 тыс. тонн в год или .в 2,4 раза. К тому же, благодаря Шымкентскому нефтезаводу производство высокооктанового бензина увеличилось с 650 тыс. тонн до 1 млн 100 тыс. тонн в год.
Спикер заметил, что сейчас Шымкентский завод загрузили на полную мощность, что дало нам +50 тыс. тонн бензина в октябре. На втором этапе модернизации Шымкентского НПЗ будет построена установка каталитического крекинга, загрузка завода увеличится до 6 млн тонн сырой нефти. Мера позволит обеспечить производство бензина до 2 млн 270 тыс. тонн, а производство дизельного топлива до 1 млн 900 тыс. тонн. Но это произойдет только в сентябре следующего года.
Что касается, Павлодарского завода, то по словам вице-министра энергетики, он ушел на плановый ремонт — в его рамках ожидается завершение модернизационных работ, что увеличит производство с 1 млн 80 тыс. тонн до 1 млн 400 тыс. тонн бензина. И все эти меры дадут Казахстану возможность производить продукты стандартов К4 и К5.
Более того, как пообещал Асет Магауов, с 2018 года в Минэнерго планируют перейти на трехлетний цикл: в 2018 году по плану ремонт Шымкентского НПЗ, в 2020 году — Павлодарский НХЗ, в 2021 году — Атырауский завод. Мера позволит дополнительно нарастить переработку нефти до 300 тыс. тонн.
«Причины роста потребления бензина в стране мы не анализировали, а просто обобщили статистику. Мы увидели, что только в третьем квартале 2017 года мы потребили порядка 950 тыс. тонн бензина. К тому же, в прошлом году мы сталкивались с большими перетоками в Кыргызскую Республику, когда у нас цена „солярки“ была 99 тенге за литр, а в Кыргызстане — 160 тенге. Соответственно, были гласные и негласные перетоки нефтепродуктов», — предположил Асет Магауов.
Что касается дефицита бензина в регионах, то по мнению вице-министра энергетики, здесь важно скоординировать действия сетевых АЗС — «КазМунайГаза», «Гелиоса», Sinooil.
«Если в целом по стране у нас запасов на нефтебазах еще на 15 дней осталось, то в регионах случаются перебои — здесь нужно будет на уровне компаний скоординироваться и оперативно реагировать. Со стороны министерства путем переговоров непосредственно с держателями нефтепродуктов, мы им рекомендации начнем выдавать — в какой регион в первоочередном порядке производить отгрузку», — сказал Асет Магауов.
Заместитель генерального директора «КазМунайГаз Онимдери» по операционному направлению Нуркен Мырзагалиев дополнил вице-министра энергетики, пояснив, когда предстоит ждать повышения цены на бензин — максимум до 157 тенге за литр.
«В этом году с Атырауского НПЗ у нас будет отгрузка 15 тыс. тонн 92-го бензина, и мы планируем импортировать еще порядка 40 тыс. тонн АИ-92. Прогнозная цена с учетом импорта: 55−157 тенге за литр. Это с учетом цены в Российской Федерации. То, что мы не успеваем поставлять бензин в регионы, это происходит потому, что мы в основном снабжаемся Атырауским заводом. АНПЗ только заработал и только сейчас мы поставили порядка 8 тыс. тонн. Дальше у нас составы формируются, чтобы максимально быстро выйти из сложившейся ситуации. Цены поднимутся в течении месяца, как только мы начнем получать наш импортный продукт. Импорт у нас ожидается в первых числах октября, до 10 октября и где-то в середине октября начнем поднимать цены. Но это самый пессимистичный сценарий — 157 тенге за литр. По предварительным прогнозам — это цена, которая включает в себя стоимость, транспортировку, хранение и наши операционные накладные расходы», — заявил Нуркен Мырзагалиев.