Нужно ли было расширять перечень социально значимых продуктов?
В Национальной ассоциации переработчиков масличных культур пояснили, как долго цены на подсолнечное масло еще будут оставаться «замороженными»
Председатель правления Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов считает, что расширение пула социально значимых продуктов с 19 до 31 было необходимой мерой. Об этом эксперт заявил в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz.
«Прежде всего, это позволит уполномоченным органам осуществлять контроль за торговыми точками по соблюдению ими допустимого уровня ценовой надбавки. Зачастую производители в условиях конкуренции как с отечественной, так и с импортной продукцией работают с минимальной маржой. Однако из-за отсутствия контроля по ряду товаров розничные цены на полках могли оставаться необоснованно высокими по отношению к оптовым. В этом контексте мера по расширению пула социально значимых товаров становится одним из действенных инструментов регулирования торговой надбавки в случае ее должного исполнения», - отмечает Ядыкар Ибрагимов.
Вместе с тем для сдерживания инфляции и снижения зависимости от импорта стратегически важным направлением является переход к глубокой переработке, уверен он.
«Об этом неоднократно говорил президент. Развитие этого направления позволит повысить конкурентоспособность казахстанской продукции, а в совокупности с контролем торговой надбавки обеспечит казахстанскому потребителю возможность приобретать товары по не завышенным ценам. В этой связи государству следует оказать поддержку таким проектам - выделить льготные кредиты, а также предоставить преференции для отечественных товаропроизводителей в работе с торговыми сетями», - отмечает Ядыкар Ибрагимов.
Он приводит в пример масложировую продукцию.
«Благодаря росту производства масла и реализации излишков на экспорт по более высоким мировым ценам нам удается на протяжении трех лет обеспечивать стабильность оптовых цен на подсолнечное масло и шрот/жмых на внутреннем рынке. Эта мера имеет ключевое значение по сдерживанию инфляции и сокращению доли импорта, который, в частности, по подсолнечному маслу снизился в два раза, до уровня 18% за последние четыре года. Так, согласно данным ФАО, с мая 2023 по 31 декабря 2025 года мировой индекс цен на растительные масла поднялся на 39%, а подсолнечное масло в странах Европы подорожало на 47%. При этом в Казахстане за этот же период оптовая цена от маслозаводов на подсолнечное масло для внутреннего рынка, согласно условиям меморандума между НАПМК, Минторговли и Минсельхозом, не превышала уровень 730 тенге за литр. В текущем месяце мы подписали новый меморандум о стабилизации цен на подсолнечное масло, который действует до конца 2026 года», - подчеркивает глава ассоциации.
Кроме того, в масложировом секторе реализуются проекты по производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
«С 2026 по 2028 год планируется запуск новых проектов и модернизация существующих по рафинации. Это позволит расширить ассортимент бутилированного подсолнечного масла внутри страны, а также нарастить объемы экспорта этой продукции и значительно увеличить приток валютной выручки в страну. На сегодня производственные мощности по рафинации в республике составляют 481 тыс. тонн в год. Но с учетом развития данного направления, по нашей оценке, в 2028 году этот показатель может превысить 1 млн тонн», - резюмирует глава Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов.
Во вторник, 10 февраля, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на заседании правительства заявил, что вопросы развития глубокой переработки сырья «особо актуальны в сельском хозяйстве».
«Текущая модель поддержки агропромышленного комплекса ориентирована на увеличение валового продукта, а не на решение накопленных проблем. В результате сохраняется зависимость от импорта продовольствия, что ведет к повышению цен. Исполнительная власть прибегает к административным мерам, чтобы воспрепятствовать этому», - отметил президент.
Он подчеркивал, что ранее правительство заявляло об отказе от прямого регулирования цен на социально значимые продукты питания.
«Тем не менее список таких товаров увеличился с 19 до 31. Правительство уверяет, что данные меры носят временный характер. Но, как у нас часто происходит, все временное становится постоянным. То же самое можно сказать и о нерыночных ограничениях на экспорт сельхозпродукции, вводимых без полноценной оценки последствий. Логика этих действий в целом понятна – проще ставить ограничения на рынок, нежели его развивать. Такой подход неприемлем. Правительству в диалоге с бизнесом предстоит принять системные меры по развитию пищевой промышленности», - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Читайте также
Айжан Наурзгалиева считает, что субсидии и льготные кредиты должны одобряться алгоритмом, а не комиссиями
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
