По прогнозам IQVIA Institute for Human Data Science, мировой рынок лекарственных средств будет расти в среднем на 3-6% в течение трех лет. Аналитики предполагают, что к 2027 году он достигнет около 1,9 трлн долларов. Вице-президент STADA Group Кристос Галлис считает, что для развития фарминдустрии в Казахстане необходимо ускорить процедуру регистрации лекарственных средств. «По расчетам наших коллег, работающих на фармрынке и имеющих большое портфолио в госсегменте, от начала подготовки досье до момента выхода инновационного препарата на рынок требуется от 3,5 до 5 лет. Такие длительные сроки регистрации являются одной из главных причин, почему фармкомпании принимают решение не выводить свои лекарства на казахстанский рынок», - считает эксперт. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz он также рассказал об итогах исследования Health Report 2023, почему многие фармацевтические компании вынуждены повышать цены на препараты и какая база необходима нашей стране для создания биотехнологического кластера.
- Кристос, сколько времени требуется для вывода препарата на рынок в Казахстане?
- С момента подачи документов на регистрацию лекарственного средства до момента выведения его на рынок может пройти 1 год. Но к этому процессу фармкомпаниям нужно готовиться как минимум полгода, и только через год они могут начать импортировать продукцию в Казахстан. Для этого им потребуется включить свой препарат в Казахстанский национальный лекарственный формуляр, а затем обосновать включение лекарства в государственные закупки в случае высокой социальной значимости данного препарата.
Например, биосимиляры, которые используются для лечения онкологических, ревматологических и других тяжелых заболеваний, также должны быть включены в списки госзакупа. Хотя биосимиляры и дешевле препарата-оригинала, но все же стоимость курса лучения очень значительна, соответственно, для того, чтобы данные лекарства стали доступны пациентам, они должны быть закуплены через тендеры, которые организует единый дистрибьютор ТОО «СК-Фармация». По расчетам наших коллег, работающих на фармацевтическом рынке и имеющих большое портфолио в госсегменте, от начала подготовки досье до момента выхода инновационного препарата на рынок требуется от 3,5 до 5 лет. Такие длительные сроки регистрации являются одной из главных причин, почему фармкомпании принимают решение не выводить свои лекарства на казахстанский рынок.
- Это очень долго… Как обстоят дела с регистрацией препаратов в соседних государствах?
- Например, в Узбекистане, где применяется система признания регистрации лекарственных препаратов, процесс регистрации препарата занимает несколько месяцев. То есть, если компания зарегистрировала препарат в Европе (в странах, входящих в список признания) или США, то она может оперативно его зарегистрировать и в Узбекистане. Производитель имеет возможность участвовать в тендере с незарегистрированным препаратом, входящим в страну признания, но обязан его зарегистрировать в случае победы в тендере, до его поставки в страну.
Например, в Греции, Израиле действуют так называемые «окна возможностей», где созданы условия для специального импорта препаратов. Предполагается, что процесс выведения на рынок лекарственных средств не занимает несколько лет, фармкомпаниям не нужно предварительно участвовать в каких-то сложных бюрократических процедурах. Одновременно с импортом происходит ускоренная процедура регистрации препаратов. Этот опыт, возможно, может быть применим и в Казахстане.
Кстати, STADA в Евразии имеет доступ ко всему международному портфелю компании и исследует потенциал вывода на рынок Казахстана практически всех имеющихся препаратов. Это часть нашей стратегии, мы хотим, чтобы рынок стал больше – чтобы как можно больше казахстанцев могли иметь доступ к широкому ассортименту препаратов.
- Ежегодно ваша компания проводит международное исследование STADA Health Report. С 2022 года наряду с 15 европейскими странами его участником стал Казахстан. Поделитесь данными этого исследования…
- Действительно, мы уже второй год проводим такое исследование в Казахстане. Глобально, в опросе участвовало 32 тыс. респондентов из 16 стран: Австрии, Бельгии, Чехии, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии, Венгрии, Сербии, Испании, Швейцарии, Великобритании, Казахстана, а в этом году в отчет впервые были включены данные по Узбекистану. В Казахстане в 2023 году в нем приняли участие 2 тыс. респондентов из различных регионов.
Наше исследование охватывает девять ключевых направлений сферы здравоохранения: общее самочувствие, психологическое здоровье, восприимчивость к простудным заболеваниям, отношение к обезболивающим препаратам, хронические болезни, профилактика заболеваний, система здравоохранения и так далее.
В процессе исследования мы задали казахстанцам несколько ключевых вопросов: как они оценивают систему здравоохранения в стране, как часто они проходят обследования и так далее. По его данным, 38% опрошенных в Казахстане удовлетворены системой здравоохранения – этот показатель на 13% выше по сравнению с 2022 годом. Если мы сравним этот показатель с такими странами, как Сербия или Венгрия, то есть сопоставимыми по уровню дохода и развития государствами, то показатели в РК находятся примерно на том же уровне или даже превосходят их. Если рассматривать средний мировой показатель удовлетворенности здоровьем в странах Европы, где проводилось исследование, то он выше – 60%. Другой вопрос, что порядка 30% казахстанцев вообще не проходят различные обследования (Check Ups), а ведь профилактика гораздо дешевле, чем лечение.
Также оказалось, что Казахстан достаточно открыт для инноваций в области медицины. Показатель онлайн-записи на прием к врачу в вашей стране на уровне выше среднего – 52%. В Европе этот показатель не превысил 45%, в Узбекистане – 13%. Интересен факт, что 87% казахстанцев сообщили, что они удовлетворены качеством своего сна. Это самый высокий показатель среди стран, в которых мы проводили опросы. Возможно, с этим связан также рост уровня удовлетворенности психическим здоровьем (mental health) в Казахстане. По росту этого показателя (на 23 пункта до 62% по сравнению с 2022 годом) ваша страна один из лидеров исследования, хотя улучшение психического здоровья наблюдается во всех странах, где проходил опрос.
Еще один интересный вопрос, который мы задавали в исследовании прошлого года, – готовы ли казахстанцы получать инструкцию к препарату через QR-код, размещенный на упаковке, то есть без распечатанного на бумаге вкладыша. Почти 80% респондентов ответили утвердительно. Для STADA это важно, поскольку мы хотим, чтобы мир вокруг нас стал чуть лучше. Отказ от бумажной инструкции – это значительный вклад в экологию для всей фарминдустрии. Тем более эту инициативу сравнительно легко реализовать.
- Несомненно, данные, которые вы получили, помогут вам в работе. Возможно, вы предоставляете итоги своего исследования Министерству здравоохранения РК…
- Результаты нашего исследования доступны для широкой общественности. В то же время мы стараемся взаимодействовать с правительствами различных стран, предлагаем варианты по улучшению системы здравоохранения. И Казахстан не исключение. Ведь наш отчет может быть полезен и для специалистов из сферы здравоохранения, так как благодаря ему можно получить информацию о поведении людей, их уровне знаний о фармации, здравоохранении. А значит, можно выявить болевые точки в системе, решение которых поможет улучшить систему здравоохранения в стране.
- Что вы порекомендуете Минздраву РК, основываясь на полученных данных?
- Мы считаем правильным выстраивать взаимовыгодный диалог с регуляторами во всех странах присутствия компании. Например, мой коллега, вице-президент STADA в Евразийском регионе Арминас Мацевичус, в ближайшее время собирается участвовать во встрече с представителями Министерства здравоохранения Республики Казахстан. У нас есть 2-3 главных вопроса, которые важны не только для нас, как для участника фармацевтического рынка, но в первую очередь для населения страны. Одно из наших предложений - для того, чтобы компании могли предлагать на рынке Казахстана новые современные методы терапии, необходимо сократить время регистрации лекарств на территории республики. Например, период вывода на рынок новых лекарств, в том числе биологических, в Узбекистане, Грузии и Молдове значительно короче, чем в Казахстане.
- Какие мировые тренды сейчас наблюдаются на фармацевтическом рынке?
- В денежном выражении мировой фармацевтический рынок демонстрирует положительную динамику – в 2022 году он вырос на 5%. Но на этот процесс оказывает влияние преимущественно инфляция. По данным одного из исследований, в прошлом году себестоимость многих препаратов увеличилась в среднем на 26%. Между тем цены, по которым реализуются лекарства в аптеках, росли более низкими темпами: на 8-10%. И вот эту разницу между себестоимостью и конечной ценой абсорбируют в основном производители. Фармацевтические компании вынуждены повышать цены на свою продукцию, так как увеличиваются стоимость сырья, расходы на производство и так далее.
К тому же стоит иметь в виду, что активные ингредиенты для производства препаратов преимущественно приобретаются в Китае, Индии. Сейчас же наблюдается определенная конкуренция за качественное сырье, и, соответственно, это подталкивает цену на активные ингредиенты вверх. Можно сказать, что цены на такое сырье растут в какой-то мере искусственно. Ведь если посмотреть на объемы потребления препаратов в количественном выражении, по определенным группам они или стагнируют, или снижаются.
Один из трендов, который мы наблюдаем, - увеличение объема потребления минерально-витаминных комплексов, мультивитаминов, пищевых добавок, которые помогают в ежедневном уходе за организмом. Одновременно спрос на антибиотики падает. Заболеваемость Covid-19 постепенно снижается и антибиотики уже не так востребованы, как ранее.
Таким образом, спрос на определенные группы препаратов растет, на другие – снижается. В результате перед участниками рынка возникает вопрос – какие препараты будут более востребованы в дальнейшем? Именно поэтому многие компании размышляют над вопросом целесообразности присутствия на различных рынках, в том числе в Казахстане. Некоторые фармацевтические организации уже приняли решение о трансформации своей бизнес-модели. Например, с 1 апреля 2023 года STADA получила право представлять в Евразии портфель СНС препаратов Sanofi, руководство которой приняло решение о реструктуризации бизнеса. Таким образом, мы наращиваем свое присутствие на рынке Евразии, в то время как другие сокращают.
Еще одна глобальная тенденция – последние несколько лет активно растет спрос на антидепрессанты. Скорее всего, это связано с тем, что весь мир находится в постоянном стрессе. В Казахстане, напротив, значительного увеличения спроса на эту группу препаратов не наблюдается.
- Как вы считаете, какие факторы также могут подталкивать цены на препараты вверх?
- Если рассматривать рынок Казахстана, по нашим наблюдением, объем потребления препаратов из достаточно «дешевого» сегмента снижается. Мы предполагаем, что это связано с ростом себестоимости на такие лекарства. В то же время фармацевтические компании не могут значительно повысить цены на такие препараты, так как в Казахстане цены на лекарства регулируются. Поэтому некоторые мировые производители лекарств отказались импортировать в Казахстан определенные препараты, что повлияло на структуру рынка.
- На одной из встреч в Германии президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что «Казахстан активно работает над развитием биотехнологического кластера». Поделитесь, опыт каких стран будет полезен при работе над этим проектом?
- Это очень амбициозная задача, ведь для компаний, которые будут готовы предоставить свои ноу-хау и производить современные лекарства, например, биосимиляры, в Казахстане, необходимо будет создать комфортные, привлекательные условия. Почти все крупные фармацевтические компании рассматривают вашу страну в качестве рынка для импорта своей продукции, но далеко не всегда для локализации здесь производства. Ведь размещение производства в той или иной стране в большинстве случаев предполагает сотрудничество с правительством в области префенеций и инициатив. Во многих европейских странах мы видим попытки создания биотехнологического кластера. Зачастую у правительств таких стран уже есть четкий план по созданию различных стимулов для фармацевтических производств. И это не только налоговые преференции. Например, в Узбекистане вблизи Ташкента формируется фармацевтический кластер, и там также были созданы определенные условия для бизнеса – за счет госсредств строится инфраструктура.
- С вашей точки зрения, с чего лучше начать Казахстану при создании биотехнологического кластера?
- Очень важен человеческий капитал – это ключевой фактор. Также необходимо создать комфортную среду для научно-технических разработок, исследований – это самый большой вызов. Объясню: биотехнологический кластер предполагает создание базы для проведения клинических испытаний различных препаратов. Например, в Греции есть фармацевтическая компания, которая вскоре запустит производство биосимиляров. Она вложила в научно-исследовательские разработки большие инвестиции, а взамен со стороны государства были созданы различные налоговые стимулы. Компания была освобождена от уплаты налогов на ту сумму, которую она инвестировала, например, в производство биосимиляров. Это достаточно серьезный стимул для фармацевтического предприятия. Также одна из форм сотрудничества компаний и государства – государственно-частное партнерство (ГЧП). Думаю, такие схемы работы могут быть полезны и для Казахстана.
- Как вы считаете, спрос на какие препараты будет расти?
- Если говорить о глобальном тренде, то мы ожидаем 5%-ный рост спроса на биосимиляры.