Департамент транспорта и связи Агентства по защите и развитию конкуренции провел анализ конкуренции на рынке внутренних регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на АЗРК.
«Основными барьерами входа новых субъектов на рассматриваемый товарный рынок являются экономические - объемы первоначальных инвестиций, и административные - требования к допуску авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок ограничения. Также есть несколько проблемных вопросов, которые связаны с высокой стоимостью авиатоплива, отсутствием конкуренции между провайдерами аэропортовых услуг, ограниченным доступом к топливно-заправочным комплексам аэропортов и др. По показателям коэффициента рыночной концентрации, индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рынок услуг регулярных внутренних воздушных перевозок относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией», - сообщили в департаменте.
Для развития конкуренции на рынке внутренних регулярных перевозок пассажиров авиатранспортом АЗРК предлагает:
-
обеспечить доступ альтернативных поставщиков наземного обслуживания в
аэропортах, в том числе независимых поставщиков, к продаже авиатоплива на
территории аэропортов;
- выделить как отдельный субъект рынка FlyArystan;
- реализовать ФНБ «Самрук-Казына» акции компании АО
«QazaqAir»;
- увеличить
долю биржевых торгов авиатопливом;
- при
заключении международных соглашений о воздушном сообщении обеспечивать
возможность осуществления перевозок со стороны Казахстана не менее 2 авиакомпаниям.
При проведении анализа департамент использовал данные Бюро национальной статистики и авиакомпаний. Направление «нерегулярные пассажирские авиаперевозки» в рамках анализа не рассматривалось. Отмечается, что в Казахстане работают шесть отечественных авиакомпаний. По данным «Жезказган-Эйр», «Жетысу» и «Южное небо» авиакомпании выполняют санитарные и чартерные рейсы в границах Казахстана и не осуществляют внутренние регулярные (коммерческие) рейсы. Поэтому в анализе объемы данных авиакомпаний не учитывались. Состав субъектов рынка также проанализирован на предмет отнесения к одной группе: группа в составе Air Astana со структурным подразделением Fly Arystan (51% принадлежит АО «ФНБ «Самрук-Казына») и QazaqAir (учредитель АО «ФНБ «Самрук-Казына» - 100%). Группа юрлиц рассматривалась как единый субъект рынка.
Читайте также
В совещании приняли участие представители казахстанских компаний