2020 год начался для казахстанских ретейлеров неожиданной борьбой за выживание. За три месяца упали продажи практически во всех категориях. Поэтому для отечественных компаний жизненно необходимо найти решение, как остановить падание во время кризиса и настроить продвижение и продажи так, чтобы бизнес нес минимальные убытки. Глобальная партнерская сеть Admitad поделилась советами, как бизнесу пережить кризис с наименьшими потерями.
Перераспределение бюджетов на маркетинг
В период карантина отмечено изменение пользовательского поведение. С одной стороны, потребители больше проводят времени дома и, соответственно, больше сидят в интернете. Но с другой стороны, они просматривают интернет-рекламу и целевые страницы, но не переходят на них. Это приводит к тому, что цена за клики увеличивается, а конверсия – падает.
В это время для компаний важно грамотно распределить маркетинговый бюджет. Вместо традиционных затрат на CPC (Cost per Click, оплата за клик) и услуги рекламных агентств компании могут начать работать по другой модели – СРА (Cost per Action), когда рекламодатель платит за совершенную покупку. Работа по СРА предполагает снижение финансовых рисков для компаний, поскольку они могут точнее прогнозировать расходы на привлечение каждого покупателя, не тратиться на каналы их привлечения, а также не расходуют бюджет на комиссионные выплаты агентству и нерелевантный трафик.
Суть работы по модели СРА заключается в том, что компания, которая нуждается в интернет-рекламе, привлекает к сотрудничеству большое количество рекламных площадок, купонных сайтов, специалистов по интернет-маркетингу, которые занимаются продвижением ее продуктов в сети, и платит им процент с каждой продажи. Таким образом, рекламодатель может сам устанавливать, сколько он готов заплатить за привлечение клиентов. Компания оптимизирует расходы на маркетинг и легче переживает кризис.
Стоит отметить, в период кризиса СРА-канал работает бесперебойно и эффективно, поскольку рекламодатель продолжает платить за совершенные покупки, а не «скликивание» рекламного бюджета.
Некоторые казахстанские компании с начала карантина стали осознанно перераспределять рекламные бюджеты в пользу СРА, оставляя этот канал единственным источником платного трафика.
Для рынка финансовых услуг введение карантинных мер стало особенно губительно. Из-за послабления по выплатам кредитов банки и микрокредитные организации временно перестали принимать заявки от платных источников трафика. В течение последних двух недель начали привлекать пользователей на кредитные продукты два крупных казахстанских банка: Альфа-Банк и Home Credit Bank. Кроме того, банки активно начали продвигать через СРА-канал продукты для юридических лиц. Возобновляют работу микрофинансовые организации: они начали закупать трафик на кредитование пользователей.
В период карантина в Казахстане начала использовать партнерский маркетинг новая вертикаль – страховые компании. На сегодня самой активной категорией в этой нише являются автомобильные полисы.
Переход в онлайн
Когда потребители ограничены в передвижении и объемы продаж в офлайн-магазинах стремительно падают, для компаний этот кризисный период может стать мощным толчком к развитию бизнеса онлайн.
Не секрет, что сегодня выигрывают те магазины, которые смогли активизировать свою деятельность в интернете. Казахстанцы, ограниченные в передвижении, чаще стали покупать через интернет не только одежду и бытовую технику, но и книги, билеты и даже страховки. Сегодня наличие интернет-магазина стало для многих компаний условием выживания.
И действительно, единственным ограничением для покупок в таких магазинах может стать разве что отсутствие интернета.
Главное преимущество интернет-бизнеса – возможность приспосабливаться к изменениям на рынке. Компании могут достаточно быстро поменять специализацию, добавить новые категории или изменить условия без особых финансовых затрат.
«Карантин стал доводом того, что бизнес необходимо развивать не только офлайн, но и онлайн. Ситуация на рынке может меняться очень быстро и непредсказуемо, поэтому бизнесу необходимо всегда быть готовым мобилизовать свои ресурсы, соответствовать изменениям и успевать за трендами. Если сейчас компания работает только офлайн, с каждым днем она все больше проигрывает конкурентам, которые переходят в онлайн», – комментирует Country Manager Kazakhstan & Belarus Вячеслав Мезенцев.
Развитие e-commerce позволяет использовать новые источники привлечения клиентов и рационализировать маркетинговые бюджеты. Кроме того, запуск интернет-магазина позволяет охватить те сегменты целевой аудитории, которые были недоступны для офлайн-ретейла.
Конечно, запуск интернет-магазина требует финансовых и временных затрат и четкой стратегии развития, но внедрение модели онлайн-продаж – неизбежная инвестиция в развитие бизнеса и надежный инструмент борьбы с кризисом.
Елена Новицкая, PR-менеджер Admitad Kazakhstan