Бурное развитие крупнейших экономик мира оказывает существенное влияние на рост строительной отрасли. Согласно отчету Global Construction 2030, через 12 лет объем строительного рынка будет оцениваться в $15,5 трлн. Более половины от этой суммы (57%) сгенерируют три страны — Китай, США и Индия. По словам аналитиков компании, рынок будет расти на 3,9% ежегодно, опережая темпы глобального ВВП более чем на один процентный пункт. Все это будет происходить из-за того, что к тому времени развитые страны оправятся от экономической нестабильности, а развивающиеся продолжат процесс индустриализации. Быстрая урбанизация и растущее население станут основными факторами роста этого рынка. Неудивительно, что в топе самых прибыльных строительных и инжиниринговых компаний практически все верхние строчки занимают китайские компании. «Капитал.kz» сделал подборку пяти крупнейших компаний в области строительства и инжиниринга на основе их годового дохода.
China State Construction Engineering — $144 млрд
Пекинская China State Construction Engineering (CSCE) стала первой по-настоящему глобальной строительной компанией коммунистического Китая. Основанная в 1957 году CSCE быстро освоилась на международных рынках и стала подыскивать для себя проекты в Азии, Африке и на Ближнем Востоке. Благодаря поддержке китайского правительства, а также финансовой помощи от China Exim Bank компания стала предпринимать все более смелые шаги в качестве партнера и инвестора в иностранных проектах. По оценкам Американского института предпринимательства, CSCE участвует в более чем 70 заморских строительных проектах стоимостью в $100 млн или свыше. Одним из масштабных проектов компании стало строительство «Большой мечети» в столице Алжира стоимостью в $1,5 млрд.
China Railway Engineering — $96 млрд
Вторая по величине в Китае и мире строительная компания участвует во многих крупномасштабных инфраструктурных проектах как внутри страны, так и за рубежом. Основным полем деятельности для CRE остается строительство железнодорожной инфраструктуры в стране, а также тоннелей, мостов и скоростных шоссе. В дополнение к основному бизнесу CRE занимается разработками в области геодезии и проектирования, монтажа и технического консалтинга. Все это позволило компании участвовать в крупномасштабных проектах за рубежом, а поддержка государства (CRE находится под контролем Государственного совета КНР) только укрепила позиции на международной арене. Компания стала активно поддерживать иностранные проекты. Самыми значимыми из них стали проекты в Африке: например, железная дорога Лагос-Калабар в Нигерии за $12 млрд, или проект «Инфраструктура в обмен на шахты», который подразумевает добычу меди, кобальта и других металлов в Конго в обмен на строительство. Стоимость последнего проекта оценивается в $7,16 млрд.
Pacific Construction Group — $74 млрд
Крупнейшая частная строительная компания Китая совместно со своими дочерними организациями занимается инвестициями в строительство инфраструктурных проектов, включая национальную автостраду, муниципальные объекты, транспортную инфраструктуру и жилые дома. Последним крупным проектом компании стала поддержка строительства четвертой ветки метрополитена в Киеве, на который китайская компания должна выделить $1,7 млрд. Активы самой компании составляют порядка $74 млрд за прошлый год.
China Communications Construction Company — $70 млрд
Не менее крупная, чем ее «старшие братья», СССС, или «Китайская компания коммуникаций и строительства», также является государственной корпорацией, которая специализируется на строительстве объектов транспортной инфраструктуры. Однако профильной деятельностью компании остается проектирование и строительство портов. Ей принадлежит строительство и оснащение 7 из 10 крупнейших по грузообороту портов мира. Например, СССС построила самые большие в мире шлюзовые ворота для порта в городе Антверпен (Бельгия), а также самый длинный в мире морской мост Ханчжоу Бэй, длина которого составляет 36 км.
Vinci — $42 млрд
Первая некитайская компания в списке -Vinci — является французским гигантом с более чем столетней историей. Компания заняла 227-е место в списке Fortune 500 как самая успешная и прибыльная строительная компания в мире. Во многом таким успехом она обязана поглощениям, которых было более восьми с момента ее основания. У компании огромный список крупномасштабных проектов, в том числе вантовый мост через Коринфский залив в Греции, национальный спортивный стадион в пригороде Парижа Stadede France, метро в Сингапуре и реновация отеля Mandarin Oriental в Лондоне.