Пока весь мир обсуждает обвал курса британского фунта, обратим внимание на другой фунт — египетский. Несмотря на то что официальный курс этой валюты удерживается на отметке 8,88 фунта за доллар, на черном рынке происходит настоящий обвал, сообщает информационное агентство vestifinance.ru.
Курс упал уже до 16 фунтов за доллар, это новый антирекорд, а с начала месяца падение составило уже почти 20%. С марта — и вовсе 40%. Египет испытывает острый дефицит долларовой ликвидности, из-за чего международные резервы к концу лета сократились до 16,564 млрд долларов.
В 2011 году показатель составлял 36 млрд долларов, но затем началась революция, от которой экономика не может оправиться до сих пор. Напомним, политические потрясения спровоцировали бегство инвесторов, которые так и не вернулись.
Между тем, премьер-министр страны заявил, что в течение двух месяцев Египет получит от МВФ 12 млрд долларов в рамках трехлетней программы помощи. Очередное обсуждение состоится в ноябре. Фонд по традиции выдвинул ряд жестких условий: повышение тарифов на электроэнергию, что Египет уже сделал, повышение НДС и сокращение дотаций. Самое главное требование — отпустить курс фунта в свободное плавание.
По мнению специалистов, Египет может последовать примеру Нигерии, которая последней из стран Африки девальвировала свою валюту. Нигерия начала девальвацию еще в июне, затем курс снизился до 16-месячного минимума. Валюта торговалась на черном рынке почти на 50% ниже официального обменного курса, после отмены искусственного управления курсом девальвация составила около 30%, а затем курс снизился еще на 10%. При этом стратегия Нигерии уже начала приносить свои плоды, но иностранные инвесторы пока не спешат реагировать, а местная валюта по-прежнему торгуется на черном рынке примерно на 20% ниже официального курса.
Для Египта введение свободно плавающего фунта — это хороший выход, но он подразумевает риски. Люди должны быть уверены в системе, чтобы использовать официальные каналы при покупке и продаже валюты. Как можно спасти фунт? Экономисты считают, что есть только один путь — ввести так называемый валютный совет. Это позволило бы устранить нехватку долларов путем контроля за количеством фунтов в обращении.