USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.95$
-0.030
BTC
95361.20$

Дата-центры после пандемии: рост или стагнация?

Под влиянием COVID-19 на рынке формируются три мощных тренда

Share
Share
Share
Tweet
Share
Дата-центры после пандемии: рост или стагнация?- Kapital.kz

Пандемия коронавируса внесла значительные коррективы практически во все сферы жизни как мирового сообщества, так и казахстанцев. Строгий карантин, переход большинства организаций на удаленную работу, резко появившаяся необходимость адаптации ежедневных рутинных бизнес-процессов к режиму онлайн повлекли за собой существенный рост трафика. В зависимости от региона, его рост в пиковые моменты составил до 70% в сравнении с докоронавирусным периодом. Наиболее активный рост показали сегменты видеостриминга, игры, облачные сервисы и образовательные проекты. В частности, существенным драйвером роста выступили такие сервисы, как Zoom. В конце декабря Zoom использовали 10 млн человек в день, в конце апреля 2020 года – 300 млн ежедневно.

Пандемия и технологическое ускорение

По прогнозам экспертов, объемы трафика вряд ли вернутся к прежнему уровню. Уже сейчас многие компании довольно длительное время практикуют удаленный формат работы либо части сотрудников, либо всего штата. Например, в Twitter объявили, что сотрудники компании могут не возвращаться в офисы после окончания пандемии и продолжать работу из дома, если у них есть такая возможность и желание. Сотрудники Facebook и Google остаются на удаленной работе как минимум до конца года.

С ростом количества сотрудников, которые работают дистанционно, постепенно меняется и технологическая среда. Это и рост подключенных к интернет-сетям мобильных устройств, и новые SaaS-приложения, и сети 5G. Согласно исследованиям зарубежных операторов облачных сервисов, до 40% компаний планируют расширить использование инструментов для проведения видеоконференций. А некоторые компании, владеющие крупнейшими ЦОД в мире, сумели извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Например, Microsoft Azure сообщила о существенном росте спроса на облачные сервисы в отдельных регионах. Сейчас компания закупает новые вычислительные мощности. О выросшей нагрузке на дата-центры Netflix и YouTube красноречиво говорит тот факт, что эти два поставщика мультимедийного контента снизили битрейт видео на некоторых рынках. 

Что это значит для рынка ЦОД?

Учитывая, что к 2025 году ожидается 175 зеттабайт данных, дата-центры будут продолжать играть чрезвычайно важную роль в приеме, исчислении, хранении и управлении информации и столкнутся с необходимостью значительного увеличения мощностей и обновления существующего оборудования.

В докладе, опубликованном в конце марта ведущей аналитической группой компаний в сфере IT и телекоммуникаций Dell'Oro Group, прогнозировалось, что компании облачных вычислений увеличат свои капитальные затраты, несмотря на влияние COVID-19. По словам директора по исследованиям Барона Фунга, ожидается, что провайдеры облачных услуг увеличат затраты на центры обработки данных, в первую очередь на обслуживание серверов, поскольку сектор стремится к расширению емкостей.

По словам Рашита Махата, основателя компании Powerry (одного из крупнейших операторов, осуществляющих строительство и управление дата-центрами на территории Казахстана), в данный момент дата-центры играют центральную роль в функционировании экономики и общества в целом. «Очевидно, что для сохранения скорости и качества передачи данных существует необходимость увеличения емкости локальных серверов. Размещение центра обработки данных в точке растущего интернет-трафика снижает нагрузку и увеличивает скорость передачи данных в регионе», – говорит Рашит Махат.

По информации казахстанских провайдеров, за время карантина интернет-трафик побил все рекорды – с начала режима ЧП он вырос на 20% и сохраняет динамику. Аналогичная картина и по другим странам Центральной Азии: 20-30%-тный рост в Кыргызстане и Узбекистане.

Кроме того, отказ от капитальных вложений и оптимизация затрат – типичные шаги бизнеса в кризисных условиях. Компании сокращают закупки серверного и сетевого оборудования и больше вкладывают в облачную IT-инфраструктуру. Это толкает рынок вверх. 

По мнению аналитиков компании Gartner, единственным сектором IT в глобальном масштабе, который покажет рост на впечатляющие 19%, станет сектор публичных облачных сервисов и связанных с ним субсегментов. Для сегмента облачной видеоконференцсвязи и облачной телефонии и обмена сообщениями в Gartner прогнозируют годовой прирост на 24,3% и 8,9%, соответственно.

По уровню расходов на публичное облако в лидерах с долей порядка 28% от всех расходов останется госсектор, предлагающий правительственные, медицинские и образовательные услуги. Фактически это означает продолжение государственных инвестиций в облако для цифровой трансформации и активизации электронных услуг, начатых во время пандемии COVID-19.

«Особенность нынешнего кризиса в том, что наименьший урон понесли компании, которые начали свою цифровую адаптацию еще до пандемии. На Западе 80-90% компаний пользуются услугами облачных провайдеров и коммерческих дата-центров. Казахстанские компании отстают от западных во внедрении цифровых решений в бизнес-процессы. Многие до сих пор держат «дату» на серверах, размещенных в офисе. Сейчас мы видим, что тенденция стремительно меняется, что увеличивает потенциал для развития компаний, предоставляющих услуги по хранению и обработке данных», – прокомментировал Рашит Махат.

Так ли радужны перспективы?

Разумеется, коронакризис нельзя назвать исключительно положительным фактором. С одной стороны, сложная экономическая обстановка разворачивает компании к аутсорсу – растет спрос на коммерческие дата-центры. С другой – поставщики услуг ЦОД сталкиваются с рядом проблем: валютные колебания взвинчивают цены на иностранное оборудование и тем самым отодвигают запуск многих масштабных проектов.

Специалисты Uptime Institute опросили более 200 операторов ЦОД по всему миру, чтобы узнать о главных страхах, связанных с пандемией. Неожиданно в лидерах оказалась проблема с поиском и удержанием квалифицированного персонала (она была актуальна и до пандемии), чуть реже опрошенные называли сокращение объемов технического обслуживания, нехватку критически важных компонентов и обеспечение бесперебойной работы дата-центра.

«Очевидно, что центры обработки данных должны приспособиться к новым, не всегда простым, реалиям. Важно учитывать не только возросшие потребности рынка в отношении мощностей, но и факт того, что в ближайшее время спрос на облачные сервисы будет продолжать расти в одних секторах экономики и стагнировать в других.  Прямо сейчас под влиянием COVID-19 формируются как минимум три мощных тренда: автоматизация стандартных ЦОД, повышение актуальности автономных микро-ЦОД для распределенных вычислительных платформ, а также перебои в цепочках поставок производителей оборудования для дата-центров. Тем не менее в целом по отрасли можно ожидать, что высокий спрос на сетевые услуги и интерес к цифровым платформам перевесит потери из-за клиентов, которые сильнее всего пострадали от COVID-19», – резюмировал Рашит Махат.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.