Пандемия коронавируса внесла значительные коррективы практически во все сферы жизни как мирового сообщества, так и казахстанцев. Строгий карантин, переход большинства организаций на удаленную работу, резко появившаяся необходимость адаптации ежедневных рутинных бизнес-процессов к режиму онлайн повлекли за собой существенный рост трафика. В зависимости от региона, его рост в пиковые моменты составил до 70% в сравнении с докоронавирусным периодом. Наиболее активный рост показали сегменты видеостриминга, игры, облачные сервисы и образовательные проекты. В частности, существенным драйвером роста выступили такие сервисы, как Zoom. В конце декабря Zoom использовали 10 млн человек в день, в конце апреля 2020 года – 300 млн ежедневно.
Пандемия и технологическое ускорение
По прогнозам экспертов, объемы трафика вряд ли вернутся к прежнему уровню. Уже сейчас многие компании довольно длительное время практикуют удаленный формат работы либо части сотрудников, либо всего штата. Например, в Twitter объявили, что сотрудники компании могут не возвращаться в офисы после окончания пандемии и продолжать работу из дома, если у них есть такая возможность и желание. Сотрудники Facebook и Google остаются на удаленной работе как минимум до конца года.
С ростом количества сотрудников, которые работают дистанционно, постепенно меняется и технологическая среда. Это и рост подключенных к интернет-сетям мобильных устройств, и новые SaaS-приложения, и сети 5G. Согласно исследованиям зарубежных операторов облачных сервисов, до 40% компаний планируют расширить использование инструментов для проведения видеоконференций. А некоторые компании, владеющие крупнейшими ЦОД в мире, сумели извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Например, Microsoft Azure сообщила о существенном росте спроса на облачные сервисы в отдельных регионах. Сейчас компания закупает новые вычислительные мощности. О выросшей нагрузке на дата-центры Netflix и YouTube красноречиво говорит тот факт, что эти два поставщика мультимедийного контента снизили битрейт видео на некоторых рынках.
Что это значит для рынка ЦОД?
Учитывая, что к 2025 году ожидается 175 зеттабайт данных, дата-центры будут продолжать играть чрезвычайно важную роль в приеме, исчислении, хранении и управлении информации и столкнутся с необходимостью значительного увеличения мощностей и обновления существующего оборудования.
В докладе, опубликованном в конце марта ведущей аналитической группой компаний в сфере IT и телекоммуникаций Dell'Oro Group, прогнозировалось, что компании облачных вычислений увеличат свои капитальные затраты, несмотря на влияние COVID-19. По словам директора по исследованиям Барона Фунга, ожидается, что провайдеры облачных услуг увеличат затраты на центры обработки данных, в первую очередь на обслуживание серверов, поскольку сектор стремится к расширению емкостей.
По словам Рашита Махата, основателя компании Powerry (одного из крупнейших операторов, осуществляющих строительство и управление дата-центрами на территории Казахстана), в данный момент дата-центры играют центральную роль в функционировании экономики и общества в целом. «Очевидно, что для сохранения скорости и качества передачи данных существует необходимость увеличения емкости локальных серверов. Размещение центра обработки данных в точке растущего интернет-трафика снижает нагрузку и увеличивает скорость передачи данных в регионе», – говорит Рашит Махат.
По информации казахстанских провайдеров, за время карантина интернет-трафик побил все рекорды – с начала режима ЧП он вырос на 20% и сохраняет динамику. Аналогичная картина и по другим странам Центральной Азии: 20-30%-тный рост в Кыргызстане и Узбекистане.
Кроме того, отказ от капитальных вложений и оптимизация затрат – типичные шаги бизнеса в кризисных условиях. Компании сокращают закупки серверного и сетевого оборудования и больше вкладывают в облачную IT-инфраструктуру. Это толкает рынок вверх.
По мнению аналитиков компании Gartner, единственным сектором IT в глобальном масштабе, который покажет рост на впечатляющие 19%, станет сектор публичных облачных сервисов и связанных с ним субсегментов. Для сегмента облачной видеоконференцсвязи и облачной телефонии и обмена сообщениями в Gartner прогнозируют годовой прирост на 24,3% и 8,9%, соответственно.
По уровню расходов на публичное облако в лидерах с долей порядка 28% от всех расходов останется госсектор, предлагающий правительственные, медицинские и образовательные услуги. Фактически это означает продолжение государственных инвестиций в облако для цифровой трансформации и активизации электронных услуг, начатых во время пандемии COVID-19.
«Особенность нынешнего кризиса в том, что наименьший урон понесли компании, которые начали свою цифровую адаптацию еще до пандемии. На Западе 80-90% компаний пользуются услугами облачных провайдеров и коммерческих дата-центров. Казахстанские компании отстают от западных во внедрении цифровых решений в бизнес-процессы. Многие до сих пор держат «дату» на серверах, размещенных в офисе. Сейчас мы видим, что тенденция стремительно меняется, что увеличивает потенциал для развития компаний, предоставляющих услуги по хранению и обработке данных», – прокомментировал Рашит Махат.
Так ли радужны перспективы?
Разумеется, коронакризис нельзя назвать исключительно положительным фактором. С одной стороны, сложная экономическая обстановка разворачивает компании к аутсорсу – растет спрос на коммерческие дата-центры. С другой – поставщики услуг ЦОД сталкиваются с рядом проблем: валютные колебания взвинчивают цены на иностранное оборудование и тем самым отодвигают запуск многих масштабных проектов.
Специалисты Uptime Institute опросили более 200 операторов ЦОД по всему миру, чтобы узнать о главных страхах, связанных с пандемией. Неожиданно в лидерах оказалась проблема с поиском и удержанием квалифицированного персонала (она была актуальна и до пандемии), чуть реже опрошенные называли сокращение объемов технического обслуживания, нехватку критически важных компонентов и обеспечение бесперебойной работы дата-центра.
«Очевидно, что центры обработки данных должны приспособиться к новым, не всегда простым, реалиям. Важно учитывать не только возросшие потребности рынка в отношении мощностей, но и факт того, что в ближайшее время спрос на облачные сервисы будет продолжать расти в одних секторах экономики и стагнировать в других. Прямо сейчас под влиянием COVID-19 формируются как минимум три мощных тренда: автоматизация стандартных ЦОД, повышение актуальности автономных микро-ЦОД для распределенных вычислительных платформ, а также перебои в цепочках поставок производителей оборудования для дата-центров. Тем не менее в целом по отрасли можно ожидать, что высокий спрос на сетевые услуги и интерес к цифровым платформам перевесит потери из-за клиентов, которые сильнее всего пострадали от COVID-19», – резюмировал Рашит Махат.