Согласно исследованию ОНН, проведенному в 2018 году, Казахстан занял 39-е место в мире по уровню развития электронного правительства. Сегодня услуги egov крайне востребованы, система электронного правительства предлагает целый спектр возможностей для граждан быстро и эффективно получать необходимые услуги. Женское население Казахстана также активно пользуется сервисом, что неудивительно, так как это заметно экономит время. Через систему egov женщины могут даже найти работу.
Если казахстанка безработная, то она может через портал электронного правительства получить возможности трудоустроиться по четырем направлениям: выдача направлений безработным гражданам на молодежную практику, безработным гражданам на общественные работы, безработным гражданам для трудоустройства на социальное рабочее место, а также выдача направлений для трудоустройства. Впоследствии получает уведомления о регистрации в качестве лица, ищущего работу, а также направления по занятости, услуга оказывается бесплатно и всего за один рабочий день.
Как на ладони
Кроме того, для женщин через систему egov доступна возможность подачи заявки на регистрацию брака. Процедура заметно облегчилась, так как раньше она могла занять более трех дней. Также система электронного правительства позволяет узнать обо всех своих правах в качестве многодетных матерей, на какие пособия они могут претендовать, их размеры, сроки выдачи, что тоже может существенно облегчить жизнь казахстанкам.
Говорят, что женщины хранительницы очага, поэтому, безусловно, актуальным для них также являются все процедуры, связанные с недвижимостью. Через портал egov для казахстанок доступны такие услуги, как купля-продажа жилья, проверка регистрации недвижимости, получение справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества физическим лицам.
Среди других услуг: получение справок о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках, выдача справок о зарегистрированных и прекращенных правах на недвижимое имущество для физических лиц, выдача технического паспорта объектов недвижимости, выдача копий документов регистрационного дела, заверенных регистрирующим органом, включая план (схемы) объектов недвижимости.
Также можно получить приложения к техническому паспорту, содержащему сведения о собственнике (правообладателе) недвижимого имущества, выписку из реестра регистрации залога движимого имущества.
Бизнесвумен стало легче
Согласно данным Ассоциации деловых женщин Казахстана, доля женщин в бизнесе по республике составляет 50%, тогда как 10 лет назад она была всего 38%. Женщины руководят 42% предприятий МСБ, ими создано свыше 30% рабочих мест, а вклад в формирование ВВП страны достигает 40%.
Таким образом, для женщин становятся все более актуальными электронные бизнес-услуги.
Система электронного правительства позволяет женщинам открыть ИП, зарегистрировать свой бизнес, не выходя из дома. Казахстанки могут зарегистрировать юридическое лицо всего за 15 минут. Также есть возможность получения решения на изменение целевого назначения земельного участка.
Чтобы изменить целевое назначение земельного участка, на сайте электронного правительства нужно заказать услугу онлайн. На странице портала электронного лицензирования, открывшейся после заказа услуги, нужно выбрать подвид вашей деятельности.
Решить бытовые вопросы
Стоит отметить, что система электронного правительства предоставляет женщинам возможность решать и бытовые вопросы. Через egov можно оплачивать услуги ЖКХ, пени, получить информацию об очереди в детсады, найти ближайшую к дому аптеку и многое другое.
Если женщина граждански активна, то egov предоставляет ей возможность участвовать и в общественно-политической жизни страны. У нее даже есть возможность онлайн подать заявку на прием к первым руководителям ведомств и министрам.
Для казахстанок актуальными остаются вопросы семьи и брака. Egov позволяет решить многие юридические аспекты подобных вопросов. Система открывает широкие возможности по смене ФИО, что актуально для женщин, недавно вышедших замуж. Можно получить данные об усыновлении детей, браке, о его расторжении, об установлении отцовства.
Без фискальных проблем
Женщины любят путешествовать, а чтобы не иметь проблем при вылете, нужно погасить любую налоговую задолженность. Через портал электронного правительства можно решить все фискальные вопросы. При поиске налогов на экране высвечиваются десятки ссылок. Пользователь должен выбрать одну из них, например, для физлиц, и уточнить категорию налога: транспортного, земельного, на недвижимость, таможенной пошлины или иного.
Таким образом, система электронного правительства предоставляет существенный спектр услуг для женщин. В целом же egov можно назвать одним из серьезных достижений Казахстана в сфере цифровизации.
Очень высокий уровень
ООН признала успех страны в этом направлении. В 2018 году международная организация представила результаты своего исследования о развитии электронных услуг по всему миру, Казахстан занял 39 место. Он получил 0,7597 балла из одного возможного и перешел из категории стран с высокоразвитым электронным правительством в группу с очень высоким уровнем.
«В 2013 году страна приняла программу «Цифровой Казахстан-2020», чтобы создать условия для перехода к цифровому обществу. Программа направлена на обеспечение и оптимизацию эффективности государственного управления посредством информационных технологий. Казахстан создает более мобильное правительство, используя информационно-коммуникационные технологии на всех уровнях государственных органов, внедряет ИКТ-проекты на национальном уровне», – отмечается в докладе ООН.
Рост популярности услуг
Популярность электронных услуг в Казахстане показывают и цифры. Если в 2016 году количество пользователей портала egov насчитывало 4,8 млн человек, то в 2018-м ресурс уже посетило свыше 7,8 млн клиентов. Ежедневный поток людей оценивается в 55 тыс. человек, совершающих платежи в объеме 50 млн тенге, ежемесячный – в 1,6 млн человек, совершающих свыше 6 тыс. транзакций.
Сейчас электронное правительство Казахстана находится на стадии egov 2.0, перед республикой стоит задача подняться на следующую ступень. Стадия 3.0 характеризуется внедрением таких инструментов, как «искусственный интеллект», «проактивные услуги», «оцифрованные жизненные моменты», «интернет вещей» и др.
На новую стадию
Согласно данным правительства, к 2021 году Казахстан планирует полностью перейти на стадию egov 3.0, хотя уже сейчас ряд ее элементов либо внедрены, либо находятся на стадии внедрения. Например, производится интеграция информационных систем, в рамках проекта «Смарт Бридж» внедряются элементы искусственного интеллекта, реализуются проактивные услуги.
Предполагается, что в этом году будет автоматизировано 80%, а в 2020-м – 90% госуслуг. На 110 млн документов в год сократится количество документов, представляемых в бумажной форме.
Продолжается развитие мобильного приложения электронного правительства mGov, сейчас через mGov доступно 87 услуг и сервисов, ведется работа по синхронизации мобильной и веб-версий. Пользователями приложения являются 1,3 млн граждан. Только за 2018 год посредством mGov оказано 3,6 млн услуг.
Ставка оказалась оправданной
Продвигается система egovKzBot, которая позволяет проверить социальный статус и получить информацию о размере базовой пенсионной выплаты, осуществить прикрепление к поликлинике как взрослых, так и детей, запись на прием к врачу и вызов врача на дом, бронирование очереди в ЦОН, поиск работы и сотрудников, получить справку о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество, адресную справку.
Для получения госуслуг через телеграм-бот необходимо зарегистрироваться в «Базе мобильных граждан». Впоследствии можно будет запрашивать справки и информацию сервисов с возможностью их перенаправления на электронную почту пользователя.
Таким образом, сегодня ясно, что сделанная в свое время ставка на развитие электронного правительства полностью себя оправдала.