Тысячелетия назад это назвали бы магией или волшебством. Сегодня этому явлению есть более научное объяснение. Так, эволюционное развитие технологических процессов позволило человеку познать новый мир — дополненный, виртуальный и в какой-то степени «идеальный». Последнее обусловлено тем, что homo sapiens сам создает принципиально новую реальность, отвечающую определенным требованиям и запросам.
На первых порах технологии виртуальной (Virtual Reality — VR) и дополненной (Augmented Reality — AR) реальности в большей степени применялись в индустрии развлечений. Со временем стало ясно, что их решения могут быть полезны во многих других сферах развития. Нам удалось побеседовать с Бауыржаном Шалабековым, генеральным директором компании «10TECH». Он и его команда находят решения дополненной и виртуальной реальности для промышленных предприятий. Казалось бы, VR и промышленность — понятия несовместимые, но это только на первый взгляд.
— Бауыржан, думаю, для начала необходимо освежить в памяти понятия VR и AR. Вы можете объяснить, что это такое, простыми словами?
— Начнем с дополненной реальности, хотя, как мне кажется, слово уже говорит само за себя. Представьте, вы находитесь в офисе, где стоят столы и стулья, а также любые другие объекты обихода. Воспользовавшись технологией дополненной реальности, мы можем поместить рядом с реальными объектами виртуальные в формате 3D. То есть дополненная реальность — технология, накладывающая смоделированные компьютером «слои улучшений» на уже существующую реальность.
А виртуальная реальность цифровыми средствами воспроизводит совершенно новый мир, который можно ощутить и почувствовать посредством зрения, обоняния, слуха и так далее. То есть вот вы сидели в офисе и внезапно оказываетесь на необитаемом острове, просто надев специальные очки. Это, конечно, если объяснять очень простыми словами.
— Как так получилось, что вы начали заниматься созданием продуктов дополненной и виртуальной реальности? И почему именно для промышленных предприятий?
— Отвечая на первый вопрос, хочу сказать, что какое-то время мы изучали рынок: как казахстанский, так и мировой. VR и AR по праву являются трендом с огромнейшим потенциалом. Так, в технологически развитых странах виртуальная и дополненная реальность уже стали неотъемлемой частью цифровой эволюции. Я полагаю, что в Казахстане пик спроса на эти технологии придется на ближайшие 5 лет, и это факт. В связи с этим мы с командой начали развиваться именно в этом направлении.
Как вы уже отметили, наша основная специализация — промышленный сегмент и это не случайность. Понимаете, именно промышленность «двигает» нас, так как является ключевым сектором казахстанской экономики. В этом контексте IT-технологии должны стать поддерживающим элементом для промышленной индустрии.
Однако сегодня в Казахстане не так много производств, активно использующих передовые технологии и соответствующих показателям Индустрии 4.0. Наша цель — помочь этим промышленным предприятиям выйти на новую ступень развития и соответствовать современным цифровым требованиям и реалиям. Надеюсь, я в полной мере ответил на ваш вопрос.
— Да, спасибо. Расскажите, пожалуйста, какие же проблемы решают ваши технологии?
— Одна из проблем, с которой сталкиваются горнодобывающие предприятия, — низкая эффективность производства. Каждый руководитель понимает — чтобы добиться максимальных объемов производства в заданный период времени, необходимо проводить оптимизацию работы оборудования, производственных процессов и работы персонала. Так вот, одно дело понимать все это, совершенно другое — внедрять и применять.
В этом случае в качестве решения мы предлагаем проводить необычные тренинги для персонала с использованием имитационных моделей для очков дополненной реальности.
Благодаря этим тренингам сотрудник научится быстро устранять неполадки в системе. Так, в имитационной модели представлено более 50 объектов карьерной техники и 220 инициатив, позволяющих влиять на параметры как одной единицы карьерной техники, так и всего парка. Надев специальные очки, сотрудник научится оптимальным образом влиять на конечный результат работы.
Есть еще один простой пример решения проблем посредством дополненной виртуальной реальности. Допустим, на определенной территории необходимо возвести очередное здание для оптимизации определенных рабочих процессов. Вопрос: насколько это оправдано? Ответить получится лишь через несколько лет, когда объект будет построен фактически и на него потратятся немалые средства. Мы же предлагаем вам не спешить и для начала прибегнуть к помощи дополненной реальности. В течение месяца или двух мы смоделируем объект в 3D-формате, и вы сможете наблюдать полную «реальную» картину. Так, вы поймете, насколько инициатива целесообразна. Согласитесь, лучше убедиться в несостоятельности проекта до начала строительных работ. Или же, наоборот, окончательно понять, что проект действительно нужен, и со спокойной душой развернуть стройку.
— Это действительно интересный подход. Есть ли еще какие-либо проблемы на промышленных предприятиях, которые вы также способны решать?
— Конечно. С помощью нашей технологии RepAiR ремонтные работы и обслуживание на предприятиях сокращаются в 1,5 раза. Так, удаленный помощник в формате дополненной реальности оказывает помощь любым специалистам при проведении технического обслуживания и ремонта горнодобывающей техники.
Все это действует следующим образом: сотрудник видит виртуальные образы, накладываемые поверх реальных агрегатов, а также пошаговую инструкцию по сборке и разборке элементов. Благодаря этой технологии снижаются затраты на покупку дорогостоящих симуляторов, методических материалов, тестовых стендов и другого оборудования. В том числе речь идет о программном обеспечении, предназначенном для обучения операторов машин и установок, а также для проведения инструктажей по технике безопасности и тестирования персонала.
Только представьте, вся необходимая информация буквально разместится перед глазами сотрудника. Такова сегодняшняя реальность. Вроде бы обычный процесс, да? А лет 30 назад о таком можно было только мечтать.
— Вы только что упомянули технику безопасности. Ведь она сверхважна при производственных работах. Что вы можете предложить по этому направлению?
— Согласен с вами. К сожалению, сегодня имеет место быть формальный подход к проведению инструктажей, который сводится в лучшем случае к проведению многочасовой монотонной лекции и выдаче текстовых материалов. Современным решением этой проблемы станет виртуальный инструктаж SVR. Это вводные, первичные, повторные и целевые инструктажи в формате виртуальной реальности.
С полной уверенностью могу заявить, что погружение в виртуальную среду позволяет повысить уровень восприятия информации пользователя в 1,5−2 раза.
Как это работает? Человек в режиме реального времени проходит тестирование на выполнение разных работ, связанных с опасностью для жизни и здоровья работников. Понимаете, это своего рода имитация чрезвычайной ситуации. Она позволяет человеку адаптироваться к экстренному случаю и научиться действовать хладнокровно, не поддаваясь панике.
— Бауыржан, каким образом вы определяете, что те или иные решения сегодня актуальны и востребованы?
— Как-то я читал статью одного венчурного инвестора. Он написал, что технологии, разработанные в Штатах сегодня, в Казахстан придут лишь через 7 лет. Происходит это таким образом: создается технология, 2 года уходит на ее адаптацию и формирование. Далее, технология «уходит» в Европу. Там также затрачивается порядка 2 лет на ее интеграцию в какие-либо бизнес-процессы. Следующая точка — Россия. К нашему соседу она приходит на 5−6-й год «существования». Потом уже мы — Казахстан.
Неправильно ждать 7 лет. Ведь суть развития современного мира заключается в простом «здесь и сейчас». Поэтому так важны англоговорящие аналитики. В моей команде они тоже есть. Каждый день эти ребята занимаются изучением американских аналитических сборников и собирают информацию о передовых технологиях. Мы усиленно работаем над этим. Вопрос в другом: а готовы ли наши предприятия развиваться здесь и сейчас в ногу с современным миром?
— Скажите, как давно существует ваша компания?
— Мы работаем с 2016 года. То есть мы сравнительно молодая команда. В связи с этим у нас небольшой годовой оборот. В целом он составляет порядка 30−50 млн тенге. Полагаю, что это хороший старт. Дальше — больше.
— С кем вы сотрудничаете сегодня? Я имею в виду, какие предприятия уже применяют ваши VR- и AR-технологии?
— В настоящий момент имеется как минимум 4 компании, с которыми мы тесно сотрудничаем. Назвать их не могу в силу двусторонних договоренностей. Скажу так, наши технологии используют некоторые компании Евразийской группы. Среди клиентов также можно отметить дочек АО «НК «КазМунайГаз» и АО ФНБ «Самрук-Казына».
Как вы уже поняли, заказы присутствуют. У нас есть четкое понимание, как работают промышленные предприятий, и имеются такие же четкие предложения по оптимизации рабочих процессов.
— Бауыржан, промышленность — это единственное направление, где вы применяете свои решения?
— Я бы сказал, это основное направление. Но мы также сегодня завершаем проект по оживлению мировых картин. Конечно, звучит неожиданно, но почему бы и нет? Итог этой работы вы сможете лицезреть 8 сентября в Алматы. Там, совместно с нашим партнером мы представим уникальную выставку, где вы посредством своего смартфона сможете окунуться в мир искусства в формате 3D. Больше ничего говорить не буду, а то не будет интересно.
— Звучит впечатляюще. Однако искусство и промышленность — такие разные направления. Как вам удается совмещать рабочие процессы по абсолютно разным «фронтам»?
— Дело в команде. В штате компании трудятся профессионалы, имеющие многолетний опыт внедрения IT-проектов, связанных с разработкой программного обеспечения и IT-консалтингом. Стало быть, их знания охватывают любую сферу развития, где можно применять наши технологии. Но все-таки особое внимание мы уделяем именно промышленности, так как именно от этой сферы сегодня зависит экономика Казахстана.
Что касается искусства, опять же, почему бы и нет? Если наши разработки помогут человеку «прикоснуться к прекрасному» и расширить свой кругозор — мы только за.