В Казахстане разрабатывают маркетплейс для торговли агропродукцией
Производители, торговые сети и госорганы на его площадке смогут работать напрямую
В Казахстане разрабатывают инновационный агромаркетплейс. Он обеспечит прямое цифровое соединение между производителями, торговыми сетями и госорганами. Об этом сегодня в ходе заседания правительства, докладывая о цифровой трансформации торговли, сообщил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Для обеспечения прослеживаемости товаров нами реализуются ряд проектов. Первый проект. Совместно с АО «Казахтелеком» реализуется пилотный проект по внедрению Информационной системы прослеживаемости товаров (ИСПТ), целью которого является прозрачное обеспечение населения социально значимыми продовольственными товарами (СЗПТ) по приемлемым ценам через цифровизацию механизмов стабилизации и мониторинга цен», - отметил он.
Проект позволяет объединить на единой платформе в режиме реального времени информацию по запасам СЗПТ, объемам продукции на основе накладных по цепи поставок.
В ИСПТ внесены 364 договора на сумму 99,72 млрд тенге. Зарегистрированы 1 436 юридических лиц (без учета 20 СПК и 1 Продкорпорации).
«Второй проект, на базе данной системы нами разрабатывается инновационный агромаркетплейс, который обеспечит прямое цифровое соединение между производителями, торговыми сетями и госорганами, исключив цепочки посредников и непрозрачные схемы реализации», - подчеркнул министр.
Третий проект – В2В-маркетплейс.
«Прорабатывается запуск отечественной B2B-платформы нового формата, ориентированной на упорядочение оптового импорта и поддержку МСБ. Планируется внедрение цифровых решений, упрощение процедур и интеграция с поставщиками через прямые каналы, включая переговоры с JD.com и Alibaba Group. Для полноценной реализации платформы прорабатывается вопрос снятия технических барьеров в процедурах сертификации, обсуждается внесение изменений в Соглашение между правительствами Казахстана и КНР от 1996 года», - пояснил Арман Шаккалиев.
В реализацию поручения главы государства по переходу к адресной социальной помощи мы переходим к усилению контроля за 15% торговой надбавкой на СЗПТ, адресной поддержке социально уязвимых слоев населения (СУСН).
«Параллельно реализуется модуль анализа цен на СЗПТ, позволяющий принимать эффективные управленческие решения. В рамках пилота получателям АСП предоставляются продовольственные ваучеры. Они позволяют приобретать СЗПТ по закупочной цене, без торговой надбавки. Пилот планируется провести в городах Акколь, Кокшетау и Павлодар. В пилоте участвуют порядка 5 тыс. получателей АСП. Проект поддержан депутатами парламента в ходе региональных поездок и успешно прошел этап общественного обсуждения», - отметил глава МТИ.
Сфера торговли ежедневно генерирует свыше 25 млн фискальных чеков. На платформе реализуется модуль мониторинга торговой наценки, основанный на сопоставлении данных ЭСФ и кассовых чеков. Система позволяет определять закупочные и розничные цены, выявлять ценовые аномалии, оценивать уровень наценки по категориям товаров, регионам и поставщикам.
«Дополнительно внедряются специализированные дэшборды по продовольственной безопасности. Это позволяет оценивать продовольственный баланс и оперативно выявлять риски дефицита», - сообщил Арман Шаккалиев.
В рамках реализации Концепции развития искусственного интеллекта завершен этап разработки виртуального помощника по защите прав потребителей. Агент с элементами искусственного интеллекта находится на стадии тестирования.
«В процессе работы находятся: виртуальный помощник по библиотеке национальных стандартов; виртуальный помощник по подбору лабораторной базы для проведения испытаний; модуль анализа торговых потоков», - уточнил министр.
Реализация указанных инициатив позволит обеспечить:
рост индекса физического объема торговли на 10% к 2029 году;
сокращение уровня теневой экономики до 2,82% от ВВП;
увеличение производительности труда в оптовой и розничной торговле на 141,8%;
повышение эффективности государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей до 77,1 % к 2027 году.
Напомним, продажи казахстанской продукции на китайском маркетплейсе JD.com начались в июне 2023 года. За один час после запуска Национального павильона Казахстана на этой платформе от китайских покупателей поступило более 10 тыс. заказов.
Читайте также
Объем е-commerce через маркетплейсы по итогам 2024 года составил 2,7 трлн тенге
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
