USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.39$
+0.330
BTC
97019.40$
+2770.700

Цифровизация МСБ: как избежать ошибок и создать успешный продукт

За счёт профессионализма цифрового партнёра можно быстро получить IT-решение и увеличить доходы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Цифровизация МСБ: как избежать ошибок и создать успешный продукт- Kapital.kz

Сегодня цифровизация — ключевой фактор успеха не только для крупного, но и для среднего и малого бизнеса. Современные технологии позволяют сделать многое: сократить операционку, быстрее выполнять задачи, меньше тратить и больше зарабатывать, а также масштабировать небольшой бизнес.  

Тем не менее, создавая цифровой продукт, любой бизнес легко может совершить ошибки и в итоге потратить много усилий, не получив ожидаемого результата. Мы пообщались с CEO tekmates Агиис Конкабаевой, чтобы понять, как избежать таких ошибок и создать успешное IT-решение для небольшого бизнеса.

Важность цифровизации: ситуация на рынке

В Казахстане насчитывается 2 млн действующих субъектов малого и среднего бизнеса. Согласно данным национального бюро статистики, в 2023 году количество компаний из данного сегмента рынка увеличилось на 20,2% по сравнению с 2022. Малый и средний бизнес — один из главных драйверов экономики, его доля в ВВП республики составляет 36,5%.

Цифровизация МСБ: как избежать ошибок и создать успешный продукт 3134143 - Kapital.kz

Ценность цифровизации понимают сами представители МСБ. Согласно индексу уверенности малого и среднего бизнеса Mastercard:

  • 85% малых и средних предприятий видят потенциал роста в цифровизации бизнеса
  • 90% МСБ считают, что цифровизация бизнеса отвечает меняющимся потребностям клиентов.

Мнение представителей МСБ подтверждается мировыми трендами. Так, по данным Grand View Research, сегмент малых и средних предприятий ожидает значительный рост с совокупным годовым темпом роста (CAGR) в 29,2% в течение 2020-2030 годов. Однако, если рассматривать размер компаний, доля крупного бизнеса, который использует цифровые продукты для продаж, была в два раза выше, чем у МСБ. 

Несмотря на осязаемую пользу, которую малый и средний бизнес получит благодаря цифровизации, большинство компаний до сих пор не идут в сторону создания собственных IT-продуктов. Причина — в частых заблуждениях и ошибках. Разберём их.

Ошибка 1. Не разобрались в ценности цифровизации и требуемом объёме

В чём проблема. Цифровизация — это тренд. Но сделать «как у соседа» недостаточно, чтобы достичь бизнес-показателей. В каждой компании свои потребности, бизнес-процессы и метрики, поэтому важно создать не просто копию конкурента, а простой и удобный продукт, отвечающий потребностям вашей целевой аудитории. 

На старте важно запустить сервис, который сможет решить базовые задачи клиентов и позволит собрать обратную связь для улучшения. Впоследствии продукт нужно развивать, дорабатывая существующие функции и добавляя новые, которые дадут преимущество перед конкурентами. 

Как избежать. Важно, чтобы цифровой продукт помогал бизнесу решить его задачи.

Поэтому прежде чем приступать к разработке сервиса, то есть тратить ресурсы компании, нужно понять бизнес-цель, проанализировать рынок, изучить потребности клиентов и выделить те, которые нужно удовлетворить первостепенно. Такой глубокий подход часто позволяет найти эффективное и неочевидное решение. 

«В tekmates мы выступаем в роли экспертов рынка: часто предлагаем решения, которые не всегда очевидны для заказчика — эксперта в своем продукте. Мы убеждены, что универсальных решений не существует, и видим свою задачу в том, чтобы помочь заказчику спроектировать и реализовать продукт, который закроет конкретно его запрос».                 Агиис Конкабаева, CEO tekmates

Эксперты tekmates рассказали, что для того, чтобы лучше понимать тенденции и потребности рынка, они регулярно общаются с представителями МСБ. Одной из таких компаний стала небольшая сеть фитнес-клубов. Компания осознала, что для развития бизнеса ей нужен цифровой продукт, который должен решить следующие задачи:

  • повысить удовлетворённость текущих пользователей
  • улучшить качество коммуникаций с клиентами
  • повысить вовлечённость клиентов
  • сократить ручной труд сотрудников
  • автоматизировать бронирование услуг
  • вырастить узнаваемость бренда.

По мнению tekmates, обычное приложение-визитка не принесло бы ощутимой пользы. Чтобы решить задачи бизнеса, следует создать продукт с более масштабируемой функциональностью. А именно:  

  • обеспечить удобную возможность бронировать места и записываться на тренировки
  • ввести систему уведомлений и напоминаний
  • создать сообщество с использованием функционала социальных сетей
  • добавить программу лояльности и бонусы для клиентов
  • за счёт цифрового решения начать понимать потребности и предпочтения своих клиентов и предлагать персонализированные сервисы.

Естественно, приложение должно иметь удобный и простой интерфейс, чтобы привлечь новых пользователей.  

Ошибка 2. Посчитали, что для разработки продукта нужна своя команда

В чём проблема. Существует мнение, что для создания своего продукта нужно нанять большой штат разработки. Но у МСБ не всегда есть такая возможность и компетенции для работы с IT-командой. Кроме того, даже если бизнес решит пойти в сторону создания инхаус-команды, он может столкнуться с тем, что на рынке дефицит зрелых IT-специалистов. 

Зрелость и опытность кадров крайне важна: чтобы успеть за рынком, важно быстро выпустить удобное и простое решение. Вложив усилия в формирование инхаус-команды, можно проиграть в конкурентной гонке. 

Как избежать. Привлечь команду экспертов, которая сделает не просто MVP, а сразу MLP.

Цифровизация МСБ: как избежать ошибок и создать успешный продукт 3134173 - Kapital.kz

Профессиональная команда поможет создать продукт с высоким потенциалом для масштабирования и развития. 

Может показаться, что создавать цифровой продукт совместно с партнёром дороже, чем самостоятельно. Однако в условиях растущей конкуренции, где почти каждый день появляются новые игроки, а текущие становятся ещё сильнее, цифровое партнёрство — наиболее выгодный вариант. За счёт зрелости и профессионализма цифрового партнёра можно быстро получить IT-решение и начать на нём дополнительно зарабатывать. 

Что касается скорости и стоимости разработки цифрового продукта, по расчётам tekmates, приложение для малого бизнеса можно разработать за 3 месяца, имея небольшой бюджет. Для создания продукта потребуется команда из проджекта, бизнес-аналитика, дизайнера, двух разработчиков и тестировщика.   

«Мы как цифровой партнёр формируем команду под каждый проект, что позволяет нам укладываться даже в очень сжатые сроки. Также реализовать IT-решения быстро нам помогает фокус на экспертности команды: 90% сотрудников имеет уровень Lead, Senior и Middle. Накопленный опыт позволяет быстро включиться в работу, не тратя много времени на «раскачку».                                                                                                      Агиис Конкабаева, CEO tekmates

После создания продукта совместно с партнёром его можно развивать инхаус или также в партнёрстве. В формировании инхаус-команды тоже может помочь цифровой партнёр. Как это происходит в tekmates, мы рассказывали в одной из наших статей

Ошибка 3. Недооценили важность UX и не учли тренды поведения пользователей

В чём проблема. Технологии развиваются стремительно, а устаревают быстро. 

Сейчас важно создавать не просто «красивый» продукт, а учитывать все тонкости опыта пользователя — UX. 

UX — это стратегическое преимущество, которое напрямую влияет на бизнес-результаты. 

Цифровизация МСБ: как избежать ошибок и создать успешный продукт 3134183 - Kapital.kz

Проектирование опыта не должно ограничиваться только визуальным дизайном. Нужно продумать весь путь пользователя: от онбординга, который не раздражает своей навязчивостью, до завершения сценариев ошибки и успеха. 

Также не стоит забывать о том, что поведение клиентов меняется. Например, сейчас пользователи: 

  • хотят закрывать все свои потребности в одном приложении;
  • ждут персонализации — 66% клиентов не хотят видеть рекомендации, которые им не подходят;
  • готовы тратить не больше 45 секунд, чтобы разобраться в новом продукте или приложении.

Как избежать. Не стоит пренебрегать этапом исследований и планирования, а также оставлять сервис в незыблемом виде после разработки. Адаптируйте продукт под реалии рынка и опирайтесь на обратную связь от пользователей, чтобы дать максимальную пользу клиентам. 

«Все уже привыкли к диджиталу, поэтому цифровизация — не вау-фактор, а базовое ожидание от продукта. Бизнесу следует учитывать изменяющиеся потребности клиентов, которые предпочитают онлайн-сервисы, могут избегать личного общения и посещения офлайн-точек. Цифровизация помогает удовлетворить эти потребности и обеспечить конкурентоспособность на рынке».                                                                                 Агиис Конкабаева, CEO tekmates

Ошибка 4. Не уделили должного внимания кибербезопасности и масштабируемости

В чём проблема. При разработке цифровых решений часто недооценивают важность кибербезопасности и масштабируемости. Приложения, созданные без учёта этих аспектов, могут стать уязвимыми для хакерских атак и не выдержать увеличения нагрузки по мере роста бизнеса. Это потребует дополнительных затрат на исправление проблем и улучшение системы безопасности.

Как избежать. В процессе проектирования и создания цифрового продукта стоит заранее закладывать как требования к безопасности сервиса, так и возможный рост нагрузки. Стоимость разработки может несколько вырасти, но это всегда дешевле, чем исправление готового продукта. 

«При разработке функционала критически важно обратить внимание на общие потребности бизнеса, устройство и логику его уже существующих продуктов, планы по развитию. Также, к сожалению, часто малый и средний бизнес пренебрегает элементарными правилами безопасности цифрового решения, что может привести к большим потерям: как репутации, так и денег. Поэтому мы в tekmates разрабатываем кибербезопасные решения, которые впоследствии можно адаптировать и к другим продуктам».                                                                                                            Агиис Конкабаева, CEO tekmates 

Например, для одного из клиентов tekmates разработали цифровой сервис, важным аспектом которого являлась безопасность клиентских данных. В рамках продукта реализовали функциональность по информационной безопасности — при помощи фото для проверки биометрии и функции one-time password (OTP), которую компания сможет использовать в будущих сервисах.

Ошибка 5. Не учли, что цифровизация даёт инсайты для развития бизнеса

В чём проблема. После внедрения цифрового продукта появляется возможность собирать и анализировать различные данные, в том числе о пользователях. Средние предприятия, которые не обладают цифровым продуктом, просто не могут использовать эту информацию. Между тем, бизнес-решения, принятые на основе данных, на практике оказываются гораздо более эффективными.

Как избежать. Когда клиенты начали использовать новое приложение, сервис или сайт, сосредоточьтесь на продуктовой аналитике: изучите, как происходит взаимодействие пользователя и продукта, чтобы выявить точки роста и разработать новые прорывные решения.

«IT-рынок в Казахстане находится на этапе бурного роста. Для эффективности компаниям необходимо внедрять системы сбора и анализа данных в продукт. Собранная информация пригодится для поиска инсайтов и дифференциаторов от конкурентов на рынке. Выбор инструментов для сбора и анализа данных лучше доверить опытному специалисту, потому что они должны соответствовать продукту и продуктовой стратегии».                                                                                                    Агиис Конкабаева, CEO tekmates 

Например, на этапе внедрения цифрового сервиса tekmates начинает работать с продуктовой аналитикой: подключает нужные инструменты, помогает партнёрам выстроить работу с собираемыми данными, выявляет точки роста и предлагает способы улучшить продукт. 

Заключение

Кратко подытожим, что важно помнить при создании цифрового продукта:

  • Внедрение цифровых решений для МСБ — это возможность роста и масштабирования бизнеса.
  • Помните, что цифровой продукт должен быть простым, но при этом не шаблонным, чтобы соответствовать конкретным потребностям вашего дела. Глубоко проанализируйте рынок и потребности клиентов перед началом разработки.
  • Разрабатывать продукт инхаус может оказаться не самым выгодным вариантом для МСБ. Вместо найма полноценной команды лучше привлечь цифрового партнёра, который за счёт своего опыта и экспертизы поможет быстро создать продукт с высоким потенциалом для роста.
  • Важно предусматривать безопасность и масштабируемость продукта на этапе проектирования, чтобы избежать дополнительных затрат в будущем.
  • Цифровые продукты позволяют собирать данные для более эффективных бизнес-решений. Используйте продуктовую аналитику, чтобы выявлять точки роста и улучшать продукт.
  • UX напрямую влияет на бизнес-результаты, необходимо учитывать весь путь пользователя. Тщательно проектируйте пользовательский опыт, анализируйте его и модернизируйте продукт, чтобы оставаться конкурентоспособными.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.