В Алматы на сегодня имеется большой объем старого жилищного фонда, который уже не соответствует современным требованиям, имеет изношенные инженерные сети, отмечают эксперты. Особенно большой риск для жителей представляют сейсмоопасные здания, говорит почетный архитектор Казахстана Алмас Ордабаев.
Он предупреждает об угрозе старых строений в городе – это, прежде всего, их высокий уровень сейсмоопасности. Напомним, Алматы и его окрестности относятся к сейсмоактивному району с 9-балльной зоной.
«Конечно, это хорошо, что многие алматинцы беспокоятся о сносе старых, вроде бы ветхих домов, но все их полностью сохранять смысла нет, потому что это не выдающаяся архитектура, - поясняет Алмас Баймуханович. - Можно сохранить отдельные кварталы, группы домов, которые могут представлять какой-то ансамбль или историческую ценность, самое лучшее, а остальную рядовую застройку нужно убрать. Тем более что абсолютно все здания, за редким исключением, построенные примерно до конца 50-х годов ХХ века в Алматы, - сейсмоопасные! И при разрушительном землетрясении, как в 1887-м, 1911-м, все они могут превратиться в братские могилы. Они нуждаются в укреплении своих конструкций, но в случаях, когда нет такой возможности, тогда остается только сносить. Исключение представляют собой только бюджетные здания, муниципальные или правительственные, которые были ранее усилены. Но это очень маленькая доля».
Адиль Нурмаков, соучредитель Urban Forum Kazakhstan, также считает, что программа реновации ветхих домов необходима, но, на его взгляд, к ней важно подходить деликатно и вдумчиво.
«Понятно, что в городе имеются здания, которые находятся в аварийном состоянии. Жильцы хотят улучшить свои жилищные условия и заслуживают этого. Ведь во многих случаях это здания, которые не были предназначены для длительного использования - коммунальные квартиры, общежития и т.д., - говорит он. - Но при этом надо понимать, что жилой фонд, даже тот, который является старым – 50-60-х годов застройки и старше – он неоднороден. Среди них есть дома, которые находятся в очень хорошем состоянии после проведения капитального и текущего ремонта. Здесь имеют значение и технические особенности, материалы, из которых были построены здания. Поэтому снос целиком кварталов и застройка их высотными жилыми комплексами – это не выход. Замена должна происходить в тех случаях, когда это необходимо».
К примеру, уже более 20 лет ожидают сноса своих ветхих домов жители микрорайона Самал-2 в Алматы. В центре южной столицы до сих пор находятся саманно-камышитовые дома, в которых нет горячей воды и ванны, а также туалета. В свое время они строились как временное жилье для работников. В 80-е годы ХХ века, по словам архитекторов, когда началось прорывное строительство образцово-показательного микрорайона Самал, планировались снос этих бараков и возведение на их месте этажных домов с общественными пространствами. Однако распад Советского Союза и последовавший за ним кризис в экономике не позволили завершить реализацию больших планов до конца. Бараки обещают снести каждый год на протяжении вот уже двух десятков лет, из-за чего люди в ожидании перемен не могут ни продать свои дома, ни сделать в них капитальный ремонт. У многих просто нет возможности улучшить свои жилищные условия.
По словам Ермека Мусрепова, президента Казахстанской федерации недвижимости, программа замены ветхого жилья на новое работает в Алматы на протяжении уже нескольких лет, и она должна идти.
«Мы как участники рынка недвижимости за эту программу, потому что время меняется, жилищный фонд на сегодня имеет свой износ – моральный и физический, и на его месте нужно строить современные многоэтажные жилые дома», - отметил он.
Партнерский материал