Honda: пошлины США и электромобили – всему виной
Honda опубликовала отчет за третий квартал финансового года (он у японцев заканчивается 31 марта), в котором сообщила о непростом положении автомобильного бизнеса. За девять месяцев отчетного периода операционная прибыль японского автогиганта рухнула до 166,4 млрд иен (1,09 млрд долларов), хотя годом ранее она составляла 402,6 млрд иен (2,6 млрд долларов).
Главными причинами падения стали вступившие в действие в минувшем году новые ввозные пошлины США (на них потратили 279,5 млрд иен — 1,8 млрд долларов), а также провальные проекты электромобилей — они вытянули из компании еще 267,1 млрд иен (1,7 млрд долларов).
Honda разделила убытки от батарейных авто на две категории. Первая — не оправдавшее ожиданий сотрудничество с концерном General Motors. Еще в 2020 году японцы договорились с американцами о совместной разработке и производстве электромобилей на платформе Ultium. Но получившиеся в итоге электрические кроссоверы Honda Prologue и Acura ZDX оказались малоинтересны рынку. Уже в 2023 году компании закрыли совместный проект, а осенью прошлого года было остановлено производство непопулярного электромобиля Acura. При этом Honda все еще выпускает кроссовер Prologue на мексиканском заводе GM, тратя существенные средства на поддержку недозагруженной сборочной линии и конкурентоспособных цен на машину.
Второй статьей электромобильных трат является разработка новых электрокаров. В 2024 году была представлена новая стратегия Honda 0, в рамках которой до 2030 года обещано появление гаммы из семи инновационных батарейных машин на новейшей платформе. Ожидалось, что первые модели нулевого семейства (среднеразмерный кроссовер 0 SUV, клиновидный седан 0 Saloon и компактный паркетник 0 α) встанут на конвейер в этом году, однако японцы уже начали сдвигать сроки: сообщается, что адресованный рынкам Японии и Индии младший паркетник Honda 0 α запустят в производство не раньше 2027 года.
Параллельно Honda вливает средства во множество других электромобильных проектов. Среди них разработка купеобразного кроссовера Acura RSX для рынка США, развитие линейки электромобилей семейства e:N в Китае, расширение гаммы электрокомпактов в Японии и запуск дорогих электрических моделей бренда Afeela совместно с фирмой Sony.
Не радуют и показатели продаж компании. По итогам трех кварталов финансового года автомобильное подразделение Honda реализовало по всему миру 2,56 млн авто, хотя за тот же период прошлого финансового года японцам удалось продать 2,82 млн машин. При этом реализация электромобилей выросла, но едва уловимо: 65 000 в этом году против 58 000 в прошлом. Такие темпы роста явно не соответствуют амбициозному плану Honda по наращиванию продаж батарейных машин к концу десятилетия до 2 млн в год.
После обнародования слабых финансовых и рыночных показателей руководство японского автогиганта уже анонсировало пересмотр нынешней стратегии развития. Ее обновленную версию могут представить к итоговому отчету компании за весь финансовый год.
Volvo: виновата крона, пошлины Дональда Трампа и электромобили
Volvo Cars опубликовала предварительные финансовые итоги 2025 года, в которых сообщила о падении практически всех показателей по сравнению с 2024 годом. Шведы продали на 7% меньше машин (710 042), выручили на 11% меньше денег (357,3 млрд шведских крон, 39,5 млрд долларов) и в итоге закончили год с чистым убытком в 2,968 млрд шведских крон (328 млн долларов), хотя в предыдущем году чистая прибыль компании составила 15,934 млрд шведских крон (1,8 млрд долларов).
Как отмечает принадлежащий китайскому холдингу Geely автопроизводитель, падение связано с несколькими факторами. В первую очередь это подорожавшая на 17% по отношению к доллару и на 7% по отношению к евро шведская крона. Из-за нее европейское производство Volvo стало дороже, а получаемая с экспортных рынков прибыль — ниже.
Также по компании больно бьют новые американские таможенные пошлины и отголоски принятой в 2021 году стратегии по полному переходу на выпуск электромобилей к 2030 году. Volvo вложила немало средств в разработку новых батарейных флагманов — кроссовера EX90 и лифтбека ES90, — но они не оправдывают ожиданий в продажах. EX90 за 2025 год нашел только 16 311 покупателей, а запущенный в производство в сентябре прошлого года ES90 купили лишь около 300 человек. Для сравнения: продажи бензинового «старичка» Volvo XC90 за год составили 103,2 тысячи единиц (−5%).
Ситуацию усугубляет и смена риторики властей ЕС и США в адрес электрических авто. Volvo очень рассчитывала на федеральные субсидии администрации Джо Байдена и тотальный запрет продажи автомобилей с ДВС в Европе с 2035 года. Но Дональд Трамп отменил субсидии на покупку электромобилей в минувшем сентябре, а руководство Евросоюза решило не запрещать ДВС полностью и дать местным автогигантам возможность перевести их на экологически чистое топливо.
К концу прошлого года Volvo продала в США на 3% меньше машин всех моделей (121 607 ед.), но на 91% больше электрокаров (10 708 ед.), чем в 2024-м, — сказался ажиотаж перед отменой субсидий. В Европе же приобрели на 10% меньше (332 667 ед.) всех видов Volvo и на 22% меньше (103 608 ед.) электромобилей марки.
Не помог шведам даже благосклонный к «электричкам» Китай. Там из-за жесткой конкуренции продажи электрокаров Volvo обвалились на 46% (2342 ед.), а реализация всех машин бренда просела на 4%, до 149 549 единиц. Особенно китайцам не понравился электроминивэн Volvo EM90. Эта более дорогая перелицованная копия Zeekr 009 нашла за минувший год лишь около 800 (−47%) покупателей в Поднебесной.
Руководство Volvo Cars осознало свои ошибки еще в прошлом марте, когда заявило о возвращении на пост главы компании Хакана Самуэльссона. Именно при нем шведский автопроизводитель успешно развивался в 2010-х, и именно он стал инициатором недавней смены стратегии марки. Теперь Volvo сосредоточится на выпуске машин с несколькими видами электрифицированных силовых установок (электромобили, плагин-гибриды, «мягкие» гибриды), доведя их долю в модельной гамме до 95% к концу десятилетия.
Также недавно компания вернула на пост шеф-дизайнера Томаса Ингенлата, отвечавшего за стиль Volvo с 2012 по 2017 годы. Девять лет назад его назначили CEO отделившегося электромобильного бренда Polestar, но, не добившись намеченных показателей, в 2024 году Томас Ингенлат уступил кресло гендиректора Михаэлю Лошеллеру.
Кстати, сам Polestar закончил 2025 год с лучшими показателями продаж в своей короткой истории. Перешедшая под прямой контроль Geely марка смогла реализовать 60 119 электромобилей, что на 34% больше, чем в 2024 году. Свою финансовую отчетность Polestar опубликует позже, но аналитики ожидают рост его выручки на 47%. В ушедшем году этот показатель у компании составил 2,03 млрд долларов при чистом убытке 2,05 млрд долларов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
