Основатель Instagram Кевин Систром познакомился с Марком Цукербергом в 2005 году. Второй тогда работал над TheFacebook.com, а Систром над сайтом Photobox, на который можно было загружать тяжеловесные фото. Тогда у них состоялся совместный ужин, во время которого Марк сделал, как ему казалось, хорошее предложение Кевину.
Цукерберг попросил его уйти с последнего курса Стэнфордского университета и заняться разработкой фотосервиса для Facebook. Систром отказался, продолжил учебу, а еще устроился на стажировку в IТ-компанию Odeon, где был под руководством молодого инженера Джека Дорси, которому в будущем было суждено стать сооснователем Twitter и платежного сервиса Square.
Окончив Стэнфорд в 2006 году, Кевин Систром устроился на работу в отдел слияний и поглощений корпорации Google. Но после кризиса 2008-го сделок почти не было, ему стало скучно, а потом он и вовсе ушел из компании. Следующим местом его работы стал стартап Nextstop, который сделал сайт для путешественников. Днем Систром работал, а по вечерам создавал мобильные приложения. Так появился Burbn, названый в честь любимого виски Кевина. С его помощью можно было сообщить друзьям, где ты находишься и куда намерен пойти, чтобы они могли присоединиться.
На дворе стоял январь 2010 года. На вечеринке стартапа Hunch Кевин познакомился с управляющим венчурной компании Baseline Ventures Стивом Андерсоном - одним из самых успешных инвесторов Кремниевой долины. Поверив в Систрома, он выписал ему чек на 50 тыс. долларов и потребовал, чтобы тот нашел себе партнера. Им стал Майк Кригер, разработчик в компании Meebo-Frontend. Еще 250 тыс. долларов вложил партнер Andreessen Horowitz Ронни Конвей, а после его прихода в качестве инвестора Андерсон захотел того же уровня владения и увеличил инвестиции на 200 тыс. долларов.
Систром и Кригер обновили проект и в 2010 году представили публике приложение Instagram (от слов Instant и Telegram, или мгновенная телеграмма), в котором можно было делиться своими фотографиями с друзьями. 16 июля Кевин Систром опубликовал первое тестовое фото — снимок своей собаки. За первые сутки Instagram загрузили тысячи раз. Логотип Instagram дизайнер Кол Райс создал за 45 минут. Компания Apple решила вывести приложение на главную страницу App Store, но при условии, что получит иконку в течение часа. Тогда им стало изображение фотокамеры Polaroid с радужной лентой и аббревиатурой INST, затем оно эволюционировало до всем знакомой розовой иконки.
Первым амбассадором Instagram стал тот самый Джек Дорси, он настолько увлекся проектом, что уговаривал гендиректора Odeo и сооснователя Twitter Эвана Уильямса купить приложение у Систрома. Но Уильямс не верил в успех разработки и заблокировал сделку. В ответ на это Дорси начал активно пользоваться соцсетью, делясь снимками оттуда со своими 1,6 млн подписчиков в Twitter. В Instagram начали регистрироваться знаменитости, среди них был Snoop Dogg, Джастин Бибер, Папа Римский Франциск.
К концу 2010 года на рынке появилось еще больше приложений для обмена фотографиями, включая PicPlz, Burstn и Path. И Кевин Систром стал еще активнее искать способы масштабировать приложение. Так появилась идея InstaMeet — офлайн-встреч пользователей сервиса.
К лету 2011 года у Twitter было 100 млн пользователей, у Facebook более 800 млн, в то время как у Instagram только 6 млн, но достиг он этой отметки в 2 раза быстрее других соцсетей. В команде на тот момент было всего 4 человека, они с такой скоростью выпускали обновления, что, устав делать описания, ограничивались стандартным комментарием «Исправление ошибок и улучшение производительности». Кевин Систром удивлял всех своей несгибаемой позицией — ни деньги, ни популярность советчиков о том, как сделать Instagram лучше - его не волновали. Он упрямо отказывался от внедрения кнопки «Поделиться», считая, что в его социальной сети должен быть авторский контент, а не репосты.
В феврале 2011 года стало известно, что Instagram привлек 7 млн долларов от различных инвесторов при оценке компании в 20 млн долларов. В конце мая 2012-го Instagram закрыл раунд B от Sequoia Capital с инвестициями в 50 млн долларов при оценке в 500 млн долларов. А утром 9 апреля 2012-го Систром собрал команду, чтобы объявить о том, что Facebook поглощает Instagram, на тот момент у него было 30 млн пользователей. Причина сделки проста: Марк Цукерберг видел в соцсети реального конкурента для своего детища. Майку Кригеру после поглощения принадлежали 10%, а Систрому — 40%, и при первоначальной цене сделки они получили чистую прибыль в размере 100 млн долларов и 400 млн долларов соответственно.
Но оказалось, что это не принесло ничего хорошего. Facebook стал ухудшать работу Instagram в приложениях оппонентов. В 2012-м пользователи соцсети увидели, что их инстаграмные фото больше не отображаются в ленте Twitter. Между Систромом, новыми владельцами и пользователями накапливались противоречия. Кевин задал слишком высокую планку для публикуемого контента — попасть в рекомендации могли только работы от профессиональных фотографов, а обычным людям лишь приходилось наблюдать, так сказать, ярмарку тщеславия. В ответ они стали делать меньше публикаций. Систром понял месседж и изменил правила.
Первую рекламу Instagram запустил 1 ноября 2013 года. Бренду Michael Kors разрешили опубликовать фото в аккаунте @MichaelKors, а затем заплатить за их распространение среди людей, которые не были подписчиками бренда.
Знаменитые Stories появились в соцсети из-за компании Snapchat, пользователи которой на ура использовали возможность рассказать о своих буднях здесь и сейчас. Сначала Кевин Систром был против внедрения историй в Instagram, поскольку наблюдал за провальными попытками Facebook скопировать успешное решение Snapchat. Но аналитика, которую сделала его команда, показала, что в Stories кроется огромный потенциал. Так в августе 2016 года Instagram запустил истории сразу для всех 500 млн пользователей.
Между тем Марк Цукерберг волновался о том, что Instagram задавит Facebook, и пользователи начнут уходить из него. Поэтому убрал с панелей навигации в «Группах» и «Событиях» ссылку на Instagram и удалил его рекламу из ленты Facebook. Все это не понравилось Кевину Систрому, поэтому в сентябре 2018 года он сначала взял отпуск, а после его окончания сразу же уволился. Вместе с ним компанию покинул Кригер. Новым главой Instagram стал Адам Моссери.
В том же году, только в августе Instagram анонсировал инструмент, который показывал пользователям, сколько времени они проводят в приложении. Этот параметр обозначался в настройках как «Ваша активность». Пользователи смогли контролировать время в соцсети, отключая push-уведомления или устанавливая ежедневную норму активности в Instagram.
В 2020 году Instagram протестировал и запустил Reels, а вот 2021-й стал более щедрым на новинки. Пользователи смогли скрывать количество лайков на публикациях, появилась возможность публиковать посты с компьютера и несколько нововведений для борьбы с агрессивным поведением в соцсети.
В этом году Instagram стал тестировать, а затем запустил платные подписки на блогеров. Он также внедрил функцию поиска по постам, разрешил создавать групповые чаты и размещать больше одной ссылки в профиле. В России работу соцсети запретили, признав экстремистской организацией за распространение материалов с призывами к совершению насильственных действий в отношении граждан РФ, в том числе военнослужащих.