С какой целью слушатели приходят на обучающие программы
У 82% казахстанцев в дееспособном возрасте есть непреодолимое желание открыть собственный бизнес. При этом работа «на чужого дядю» заставляет чаще обдумывать вопрос о том, как начать свое дело. И только 40% работников по найму, имеющих опыт ведения собственного бизнеса, перестали им заниматься в связи с финансовыми трудностями. Таковы результаты исследования, проведенного компанией HeadHunter.
Данный опрос проводился среди сотрудников middle- и low-менеджмента: 50% – специалисты, 26% – менеджеры среднего звена (начальники отделов, управлений) и 24% – линейные менеджеры (ведущие, старшие, главные). К тому же 14% опрошенных указали административные и бюрократические сложности как основную причину отказа от бизнеса в пользу работы по найму. У 13% пропал интерес к своему делу и сменились приоритеты, а 5% продали свой бизнес. 4% бывших предпринимателей уверены, что их начинания перехватили конкуренты, 3% признались, что не справились с ведением бизнеса. Порядка 6% респондентов ответили, что работа по найму привлекает их больше, а 7% сотрудников затруднились ответить.
По мнению большинства работающих (54%), не столкнувшихся с ведением своего дела, бизнес привлекателен, в первую очередь, возможностью быть независимым. 30% считают, что собственное дело позволило бы хорошо зарабатывать, а 14% хотели бы заняться бизнесом из интереса. И только 1% уверены, что владение бизнесом – это престижно.
Половина служащих, у которых нет опыта ведения собственного дела, выбирают работу по найму потому, что она обеспечивает стабильность и спокойствие. 21% считают, что труд в компании-работодателя обеспечивает фиксированную заработную плату. Пятая часть респондентов данной категории уверена, что бизнес не позволяет иметь свободное от работы время. И только 5% видят в работе по найму меньшую ответственность, нежели в собственном бизнесе.
Открывая собственное дело, предприниматель теряется в потоке подлинной и ложной информации. В поддержку бизнеса уже не первый год ведется обучение в АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ» в рамках 4 направления программы «Дорожной карты бизнеса – 2020» – «Усиление предпринимательского потенциала».
Понятно, что такие программы направлены главным образом на увеличение профессионализма предпринимателей. Например, по проекту «Бизнес-Советник», который реализуется с 2009 года, проводится краткосрочное двухдневное обучение начинающих предпринимателей и населения основам предпринимательской деятельности.
В программе принимают участие как работающие, так и начинающие предприниматели, возраст которых не имеет значения. У слушателей возникает много вопросов: где взять первоначальный капитал, каким видом деятельности лучше и удобнее заниматься, как планировать свою деятельность, как правильно вести маркетинг, какой вид товара или услуги пользуется спросом.
«У нас есть цель – вооружить человека необходимыми знаниями не как дисциплинами предметов, а как практическим руководством по организации и ведению бизнеса. Также мы рассматриваем юридические риски: как в правовом аспекте планировать свою деятельность, каким требованиям должны отвечать договоры. Соответственно это и налоговое бремя, которое мы с вами несем и возможности его планирования», – отметила Гульмира Бакжаева, тренер экспресс-курса предпринимательства, осуществляемого фондом «ДАМУ» по реализации программы государственной поддержки предпринимательства.
По мнению тренера, не все участники, пришедшие на курс, становятся успешными предпринимателями. Но в АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ» не ставят такой цели, чтобы каждый обучившийся на этом семинаре стал предпринимателем. Даже если из 30 присутствующих на тренинге 15 человек будет заниматься бизнесом, то цель достигнута. «Бывает и так, что на занятие приходит человек, непонятно в чем одет, и через год вы приезжаете, и у этого бизнесмена есть уже маленький магазинчик, кулинарный цех или пекарня. Считайте, цель уже достигнута», – отметила г-жа Бакжаева.
Действующие предприниматели должны учиться, не избегая знаний на практике. Именно поэтому бизнесмен не может быть таковым, если он хотя бы на 5 шагов не идет впереди своего потенциального потребителя и не внедряет новые технологии в свой бизнес. Максат Табылганов, директор ТОО «Brilliant-Travel», считает, что для малого бизнеса подобные курсы – это хорошее подспорье.
«Мы проходили мотивационные курсы, как позиционировать себя, как себя вести в бизнесе, вплоть до осанки. Например, некоторые занимаются на курсах из чувства зависти к другим бизнесменам, некоторые из-за безвыходной ситуации, а другие с желанием и радостью», – отмечает предприниматель. По мнению бизнесмена, 2 дней для обучения, конечно, недостаточно. Однако порой несколько дней позволяют посмотреть на свое дело по-новому или идти совсем по другой стезе.
Участникам программы «Бизнес-Советник» предоставляется время для того, чтобы определиться со своей нишей в течение 2 месяцев. Для этого тренеры рекомендуют перенимать зарубежный опыт ведения бизнеса, адаптируя его под наш менталитет, и посмотреть на то, в каких нишах можно реализовать себя.
Желание есть? Мотивация будет!
С какой целью слушатели приходят на обучающие программыУ 82% казахстанцев в дееспособном возрасте есть непреодолимое желание отк...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.