Легализация трудовых мигрантов, осуществляющих деятельность в Казахстане, позволит властям усилить контроль за их пребыванием, увеличит поступления в бюджет за счет уплаты трудовыми мигрантами подоходного налога, снизит коррупционную составляющую.
МВД РК разработало поправки в законодательство, легализующие привлечение гражданами республики трудовых мигрантов из стран СНГ. Данные поправки в виде проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции» представлены в мажилисе парламента. «Предлагаются изменения в законодательство, предусматривающие осуществление данной деятельности на основании разрешения иностранным работникам на осуществление трудовой деятельности у физического лица», – сказал вице-министр внутренних дел РК Кайрат Тыныбеков.
Так, граждане стран СНГ должны при оформлении регистрации в органах внутренних дел указать цель въезда – «трудовая деятельность». Кроме того, за оформление разрешения иностранный работник предварительно должен оплатить госпошлину в размере 2 МРП за каждый месяц, на который оформляется разрешение.
Проект закона распространяется на граждан стран СНГ, для которых предусмотрен безвизовый порядок въезда в Казахстан, отметил Кайрат Тыныбеков. Разрешение на трудовую деятельность будет выдаваться от одного до трех месяцев и может быть продлено неоднократно. Максимальный общий срок действия разрешения иностранному работнику не может превышать 12 месяцев.
По его словам, нововведения позволят легализовать иностранцев, осуществляющих незаконную трудовую деятельность, повысить миграционный контроль. «Предполагаемая сумма поступлений в бюджет составляет от 4 до 6 млрд тенге в год», – сказал вице-министр.
Контроль будет усилен
Власти РК давно думали над тем, как усилить контроль за трудовыми мигрантами. Квотирование иностранной рабочей силы, регулярные рейды миграционной службы не принесли ощутимого результата. Чем жестче пытались действовать власти, тем изощреннее становился механизм привлечения трудовых мигрантов.
За последние два года в РК, по данным г-на Тыныбекова, зарегистрировано свыше двух миллионов прибывших в страну иностранцев, из них почти миллион – граждане главных стран-доноров трудовой миграции – Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. «При этом менее одного процента из них целью приезда указали трудовую деятельность, 96% назвали частную цель пребывания», – сообщил он и отметил, что информации о реальном количестве трудовых мигрантов в Казахстане нет.
Принятие новой редакции закона, по его мнению, как раз позволит вести точную статистику.
По словам разработчиков законопроекта, они изучили мировую практику и в итоге пришли к выводу, что наиболее приемлемым является механизм выдачи трудовых патентов, который применяется в России. Этот механизм и лег в основу поправок к казахстанскому законодательству.
Тем самым миграционное законодательство РК должно стать более либеральным, дав возможность трудовым мигрантам легально работать в стране.
На самом деле, если у трудового мигранта будет реальный шанс легально работать в РК, ему нет никакого смысла скрываться и работать нелегально.
Полиция же занимается неблагодарным делом: отслеживает нелегальных трудовых мигрантов, штрафует и высылает их за пределы РК. Нелегалов задерживают, штрафуют и выдворяют за пределы республики. Однако, несмотря на рейды и сложную процедуру легализации через министерство труда и социальной защиты населения, трудовых мигрантов не становится меньше. Спрос на них в Казахстане высок из-за того, что на тяжелых работах со скромными заработками сами казахстанцы работать не хотят.
Естественно, МВД, которое вынуждено тратить рабочее время своих работников на выявление нелегалов, недовольно этой нескончаемой и, главное, неэффективной, деятельностью. Поэтому и предлагает поправки, которые позволят легализовать нелегалов.
Логика понятна
МВД предлагает простую схему: вместо того, чтобы занимать полицейских на рейдах, а потом штрафовать на 30 МРП, лучше, чтобы 2 МРП за месяц работы заплатили на границе, а деньги поступили в бюджет.
Следовательно, полицейские займутся своей непосредственной работой по охране общественного порядка, а трудовым мигрантам, чтобы легализоваться и не бояться, что их обманут, нужно будет регулярно платить вполне даже символическую плату. То есть с каждого трудового мигранта бюджет получит около 40 тыс. тенге в год. Значит, по расчетам МВД, бюджет получит от 4 до 6 млрд тенге в год, в нашей стране трудится от 100 до 150 тыс. трудовых мигрантов.
До настоящего времени многие из них въезжали в РК под предлогом частного визита. Других форм легализации просто не было. Квотирование предполагало слишком запутанную форму легализации, в силу которой работодатель не хотел с ней связываться.
При этом на трудовых мигрантах чиновники, от которых зависит продление пребывания трудовых мигрантов в РК, получали взятки. То есть деньги текли в частные карманы, а не в карман государства.
В принципе, такое решение проблемы напрашивалось давно. Понятно, что трудовых мигрантов из-за ужесточения миграционного законодательства в РК меньше не станет. С другой стороны, казахстанские работодатели нуждаются в трудовых мигрантах, так как низкооплачиваемая и неквалифицированная работа казахстанцам не нужна.
Арман Карин