В бюджетном кодексе отсутствует такое понятие как «эффективность расходования средств», поэтому необходимо подготовить систему оценки оптимального использования государственных денег. С такой просьбой в ходе рассмотрения законопроекта «О проекте республиканского бюджета на 2018−2020 годы» обратилась к министру экономики председатель комитета по финансам и бюджету Гульжана Карагусова. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Нурсултан Назарбаев, озвучивая ежегодное Послание народу Казахстана, подчеркнул, что в текущем году государственными программы развития полностью обеспечены необходимыми ресурсами. И необходимо держать на особом контроле эффективность использования средств министерствами и ведомствами. «Следует перераспределить средства с неэффективных программ на программы, обеспечивающие реализацию задач Третьей модернизации. Кроме того, нужно упростить бюджетные процедуры для более быстрого и эффективного доведения средств до реальной экономики. Нам нужно продолжить политику фискальной децентрализации. В предыдущие годы с центрального на местный уровень передано большое количество функций и полномочий. Теперь их нужно подкрепить достаточной финансовой самостоятельностью. В то же время важно не допустить концентрацию расходных полномочий на областном уровне. Следует передавать их дальше на районный и сельский уровни. Акимы должны решать вопросы регионального и местного значения, а Правительство — сконцентрироваться на общегосударственных вопросах», — сказал Президент в Послании.
«Как вы будете оценивать (эффективность расходования средств в рамках бюджетных программ- ред)? Каждый как хочет, так и будет оценивать? Начиная с 2008 года, когда вышел бюджетный кодекс, и до сих пор мы просим, чтобы был определен критерий и показатель конечного результата. На что в общем-то весь бюджет должен быть направлен», — заметила Карагусова.
По ее мнению, неясность требований, предъявляемых к застройщикам в рамках бюджетных программ, будет способствовать развитию «огромного поля недостроя».
«Поэтому, Тимур Муратович (Сулейменов- ред), мы дали правительству очень большие возможности для маневрирования. В рамках этого законопроекта давайте сделаем мозговой штурм и определим критерии эффективности и конечного результата», — подчеркнула глава комитета.
По данным депутата Татьяны Яковлевой, при неэффективном использовании 10% бюджетных средств операторы бюджетных программ имеют право забрать у застройщика деньги и это приведет к остановке строительства.
«Может быть проще сделать? Усилить меры ответственности за неэффективное использование бюджетных средств, наказание за то, что деньги не используются. С позиции правительства, эти нормы понятны, потому что вы отвечаете за освоение, но при этом у нас появится большое количество недостроенных объектов. Вот развейте мое сомнение, пожалуйста», — обратилась депутат уже к министру финансов Бахыту Султанову.
По его информации, законопроект о бюджете не предусматривает прямой обязанности забирать средства у неэффективного застройщика.
«Бюджетный мониторинг должен проводиться постоянно и, на мой взгляд, возможность перераспределения (средств между бюджетными программами — ред) должна быть.Если действительно видно, что средства по той или иной причине не будут освоены и вместе с тем нет необходимости их просто замораживать, можно предусмотреть их в следующем бюджете или при уточнении бюджета следующего года. На мой взгляд, такой механизм должен быть, но в каждом конкретном случае, нужно смотреть. Если этого механизма вообще не будет, тогда мы будем иметь ту ситуацию, которая у нас есть сейчас», — ответил Султанов.