Регулятор всерьез взялся за оздоровление всего финансового сектора. Однако больше всего изменений ждет именно банковский сектор, проблем в котором накопилось предостаточно. Но каким в итоге станет банковский рынок после программы оздоровления, предположили эксперты.
Олег Смоляков, заместитель председателя Нацбанка, в ходе выступления на конференции Fitch Ratings в Алматы рассказал, что откладывать решение проблем в банковском секторе и маскировать за финансовой отчетностью некоторые вопросы, риски неправильно. «И мы как депозиторы и в целом экономические агенты ожидаем активизации банковского сектора и расширения кредитования», — отметил Олег Смоляков. В этой связи еще в начале года в финрегуляторе начали разрабатывать план оздоровления банковского сектора.
Одной из главных проблем рынка остается качество ссудного портфеля. «Мы оцениваем, что абсолютный объем неработающих кредитов составляет примерно 600 млрд тенге. Однако около 3 трлн тенге составляет объем реструктурированных или, как мы называем, прочих стрессовых кредитов», — отметил аналитик рейтингового агентства Fitch Роман Корнев. Впрочем, об этом эксперты заявляли неоднократно. В частности, они не раз указывали на то, что реальный объем плохих кредитов выше озвученных цифр. Так, по словам Олега Смолякова, объем плохих кредитов по рынку составляет 7,3%, однако реструктурированные займы — это 15−17% ссудного портфеля банков.
Таким образом «сегодня банковский сектор Казахстана вступает в период достаточно масштабной трансформации, результатом которой должно стать довольно значительное укрупнение банковского сектора, предполагается и оздоровление некоторых проблемных финансовых институтов», — подчеркнул аналитик Fitch. «Но, по нашему мнению, все-таки оздоравливающие функции несет не само по себе объединение банков, а некоторая расчистка балансов», — отметил аналитик РА. В связи с этим, предположил он, предстоит достаточно масштабная работа по усилению надзорных функций со стороны Национального банка и улучшению стандартов выдачи кредитов банками.
Высокая капитализация
На вопрос о том, каким хочет видеть регулятор банковский сектор после оздоровления, зампред Нацбанка ответил, что главный показатель финансового здоровья банков — капитал. Понятно, что регулятор хотел бы в будущем видеть сектор высококапитализированным. Сейчас, по его словам, этот показатель не все отражает, потому что очень много проблем скрыто. При этом, пояснил он, для каждого банка эта цифра будет отличаться с учетом специфики самого института и обсуждаться с акционерами.
При этом регулятор намерен провести оценку банков, которая в итоге позволит понять, какая сумма потребуется для оздоровления всего сектора. Акционерам банков не стоит надеяться на то, что им будут выделены госденьги, теперь они должны будут «поставить» и собственные средства для увеличения капитала. Если владельцы институтов не готовы вкладывать свои средства, они должны искать новых инвесторов или сливать свои банки с другими игроками.
При этом, как ожидают в Нацбанке, в рамках консолидации произойдет некоторая синергия, сокращение затрат, повышение прибыльности. И это будет один из основных принципов консолидации.
Высокие рейтинги
Марат Каирленов, директор консалтинговой компании Ulagat Consulting Group, считает, что в течение ближайших двух лет доля банковского сектора, скорее всего, будет снижаться к ВВП: доля активов, кредиты к ВВП
После завершения программы нужно ожидать повышения рейтингов от международных рейтинговых агентств. «Это будет неким критерием того, что мы вышли из кризиса. Но для этого повышения необходимо, чтобы уровень NPL снизился, были решены вопросы с устойчивостью депозитов и другие вопросы», — отметил экономист. В течение 5 лет в рамках привлечения внешнего фондирования, по его мнению, вероятно, будет развиваться секьюритизация кредитов.
Укрупнение
Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента компании «Альпари», считает, что, прежде всего, улучшится качество активов банковского сектора. Выделенные государственными институтами Казахстана средства на приобретение проблемных долгов помогут многим банкам оздоровиться. «Следующим шагом в этом процессе, на наш взгляд, станут процедуры укрупнения кредитных организаций — многие небольшие, но жизнеспособные банки будут поглощены более успешными крупными конкурентами. Полагаем, что за помощь крупных участников среди небольших проблемных банков будет определенная конкуренция, однако в результате выиграют все. Уменьшение количества игроков не отбросит назад банковский сектор Казахстана в развитии», — пояснила она.
В начале 2017 года, по данным НБ РК, в стране работали 33 банка. Притом что ВВП Казахстана за 2016 год в долларовом эквиваленте немного превысил $123 млрд, объем ВВП страны в расчете на один банк составил $3,7 млрд. «Таким образом, условно говоря, в каждом казахстанском банке оборачивается за год чуть более $3,7 млрд. По расчетам международных экспертов, если показатель годового ВВП на кредитную организацию находится в диапазоне от $3 до $10 млрд, это значит, что в стране оптимальное количество банков. В условиях реформирования и „зачистки“ банковского сектора еще некоторое количество участников может уйти с рынка, однако такая ситуация пойдет только на пользу банковскому сектору РК, так как повысится его надежность», — считает Наталья Мильчакова.
«В рамках оздоровления для большей устойчивости могут пройти несколько сделок по слиянию и поглощению — более крупным кредитным организациям проще пережить сложные времена», — пояснил Богдан Зварич, аналитик группы компаний «Финам». Что же касается дальнейшего развития, то в итоге, по словам аналитика, оздоровление банковского сектора сделает его менее подверженным негативным воздействиям, что создаст фундамент для его дальнейшего роста.