USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
70.88$
-0.170
BTC
89515.30$

Елена Бахмутова: Банковский сектор оставался драйвером инноваций в 2023 году

Глава АФК об основных событиях уходящего года и изменениях, которые ожидают сектор в будущем году

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Елена Бахмутова в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала о том, с какими вызовами приходилось сталкиваться банкам второго уровня в течение 2023 года и какие изменения ожидают сектор в ближайшей перспективе.

- Елена Леонидовна, подводя итоги уходящего года, можете ли озвучить, какие, на ваш взгляд качественные и количественные изменения произошли в банковском секторе страны?

- Начну, наверное, с положительных изменений и в целом возможностей банковского сектора.

С точки зрения количественных показателей, этот год был успешным для сектора. Приведу данные: на 1 ноября 2023 года активы банков выросли на 8,6%, капитал на 22,7%, ссудный портфель - на 15,6%, вклады клиентов – на 4,8%, в том числе физических лиц – на 10,8%, а прибыль – на 21,2%.

Вместе с тем улучшилось и качество ссудного портфеля: кредиты крупного бизнеса с просрочкой платежа более 90 дней снизились с 1,7% до 1,2%, по МСБ этот показатель остался неизменным на уровне 3,9%, по физическим лицам – 3,7%.

Если говорить про структуру доходов банков, то на 1 декабря доля процентных доходов в ней превысила 55,2%, в том числе по операциям с клиентами – 39,3%, по ценным бумагам – 11,3%. Доля комиссионных доходов составила 10%.

Позитивные тенденции в показателях деятельности БВУ отразились и в действиях рейтинговых агентств: с начала года они девять раз повышали рейтинги банков, пересмотрев с улучшением прогнозы у шести из них.  К тому же агентство S&P улучшило оценку страновых и отраслевых рисков банковского сектора.

Что касается качественных изменений, то стоит отметить, что банковский сектор помимо своих базовых функций все также оставался в текущем году драйвером инноваций на рынке. Банки зачастую выполняли функции и по поручению или в сотрудничестве с государством, связанные с вопросами цифровых услуг, налогового мониторинга, борьбы с мошенничеством и отмыванием денег, продвижения финансовой грамотности и финансовой инклюзии. Здесь я добавлю, что было подписано несколько меморандумов с государственными органами, в том числе по борьбе с мошенничеством, расширению проекта по финансовой грамотности «Қарызсыз қоғам», созданию антифрод-центра при Национальном банке с участием БВУ.

С точки зрения технологий, мы видим заметный прогресс по национальной платежной системе, в том числе Межбанковской системе платежных карт, Системе мгновенных платежей и Open Banking. Вы знаете, что презентацию цифрового тенге Нацбанк сделал еще в ноябре на Конгрессе финансистов Казахстана.

- А с какими проблемами приходилось сталкиваться сектору?

- Часть проблем и вызовов были общими для любого бизнеса в Казахстане. Это и макроэкономическая ситуация, которая влияла на общий уровень рисков, и платежеспособный спрос на услуги, в частности со стороны корпоративных клиентов, и геополитическая ситуация, повлекшая за собой усиление команд compliance, и ужесточение фискальной политики государства на фоне дефицита госбюджета.

Если вернуться к проблемам, специфичным для отрасли, то здесь можно отметить нестабильность регулирования, которая требовала постоянного внимания и адаптации, а также завышенные требования к сектору по сравнению с другими отраслями экономики.

Можно сказать, что банковский сектор стал объектом ожиданий по ускорению роста экономики за счет расширения финансирования корпоративного сектора. Причем вопреки макроэкономическому циклу, структуре и финансовой устойчивости сектора, нестабильности государственных субсидий, которые ожидал бизнес, и сдерживающей монетарной политики.

В то же время вводились и продолжают предлагаться меры по сокращению возможностей банков по взысканию задолженности, распоряжению имеющейся ликвидностью и получению других видов доходов.

Однако банковский сектор вполне успешно реализовывает и эту задачу. В частности, по данным Нацбанка, портфель кредитов бизнесу уже за 10 месяцев вырос на 6,7%, в том числе малому бизнесу на 19,2%, среднему – на 1,2%. Наиболее заметный рост кредитования наблюдался в сельском хозяйстве на 16,5%, в транспортной отрасли - на 19% и информации и связи - на 9,9%.

Параллельно в обществе весь год обсуждалось кредитование физических лиц. С одной стороны, говорили, что требуются все новые законодательные послабления для заемщиков, с другой, что предпринимаются регуляторные усилия по ограничению выдачи таких займов.

Я бы сказала, что создается впечатление некоторой инерционности этой дискуссии, так как по данным Нацбанка, темп роста займов физическим лицам был максимальным в постпандемийном 2021 году (43,5%), а сейчас мы видим уже его замедление в два раза, до 20,6% при инфляции 10,3%, что значительно ниже темпов роста розничного портфеля. В частности, сильное замедление отмечается в ипотечном портфеле с 28,8% до 9,9%, что сказывается и на потребительском кредитовании (согласно Отчету о финансовой стабильности Нацбанка за 2022 год, более половины заемщиков, оформивших ипотеку, брали потребительский заем в последующие три месяца).

Скорее всего, публичное обсуждение этого вопроса продолжится и в следующем году, в том числе в связи с разработкой депутатами мажилиса проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков».

Из более общих вопросов, могу добавить, что в этом году завершилась миссия МВФ и Всемирного банка по оценке финансового сектора и регулирования. В начале следующего года мы надеемся увидеть отчет. Мы уверены, что независимая оценка общей среды будет полезна и финансовым организациям, и регуляторам.   

- В результате какие тренды были выявлены участниками сектора?

- Основным трендом уходящего года можно назвать ухудшение операционной и регуляторной среды, что ставит под вопрос появление новых участников рынка. С другой стороны, банковский сектор показал свою устойчивость и адаптивность к разным условиям.

Стратегические цели по развитию, предоставлению качественных услуг и получению положительных результатов для акционеров и всех заинтересованных лиц сохраняются.

- Тогда хотелось бы знать, что ожидает банковский сектор в следующем году как в плане законодательства, так и опираясь на экономическую составляющую?

- В плане законодательства основными вопросами станут, скорее всего, разработка новых - Налогового и Цифрового кодексов, а также закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков», который также затрагивает процессы на финансовом рынке, в частности деятельность банковского омбудсмена. В первоначальном проекте предлагалось смешение его функций с вопросами рынка микрокредитования, а также расширение полномочий далеко за пределы кредитного рынка, что однозначно преждевременно и не соответствует текущему уровню возможностей и компетенций.

Кроме того, мы ожидаем обсуждения вопросов, связанных с функциями коллекторов и их взаимодействия с банками.

Важно отметить, что, сохраняя стратегическую цель по совершенствованию финансового рынка, желательно избегать любых резких изменений из-за его сложности и возможных последствий для финансовой устойчивости, а также влияния на бизнес клиентов и физических лиц.

Помимо перечисленного, в следующем году продолжится работа по вопросам информационной безопасности, минимизации рисков мошенничества, развития финансовых технологий и цифровых сервисов, связанных с Национальной платежной системой.  

В экономическом плане мы ожидаем, что реализация объявленных больших инфраструктурных проектов, планируемое увеличение добычи сырья (до 95,4 млн тонн) и бюджетное стимулирование поддержат экономическую активность в стране в 2024 году. По крайней мере эксперты финансового рынка прогнозируют увеличение ВВП в 2024 году на 4%. Вместе с тем двузначная инфляция, наблюдаемая последние 20 месяцев, может опуститься ниже 10% в первом квартале 2024 года, но возврат к целевому таргету в 5% в следующем году маловероятен.

Как я ранее говорила, мы уже видим рост выдач в корпоративном кредитовании и надеемся, что последующее улучшение денежно-кредитных условий и потенциальные регуляторные меры стимулирования поддержат данную тенденцию в дальнейшем.

При этом рост розничного кредитования, скорее всего, замедлится по естественным причинам насыщения спроса, высокого проникновения кредитования (соотношение числа заемщиков, включая рассрочки, к количеству занятого населения составляет 85%) и уже принятого ужесточения регулирования.

При благоприятном исходе возможен приход на рынок новых игроков как из числа действующих финансовых организаций, так и новых. Разумеется, это будет способствовать повышению конкуренции, а, следовательно, появлению новых услуг для клиентов на более выгодных условиях.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.