Председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Елена Бахмутова в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала о том, с какими вызовами приходилось сталкиваться банкам второго уровня в течение 2023 года и какие изменения ожидают сектор в ближайшей перспективе.
- Елена Леонидовна, подводя итоги уходящего года, можете ли озвучить, какие, на ваш взгляд качественные и количественные изменения произошли в банковском секторе страны?
- Начну, наверное, с положительных изменений и в целом возможностей банковского сектора.
С точки зрения количественных показателей, этот год был успешным для сектора. Приведу данные: на 1 ноября 2023 года активы банков выросли на 8,6%, капитал на 22,7%, ссудный портфель - на 15,6%, вклады клиентов – на 4,8%, в том числе физических лиц – на 10,8%, а прибыль – на 21,2%.
Вместе с тем улучшилось и качество ссудного портфеля: кредиты крупного бизнеса с просрочкой платежа более 90 дней снизились с 1,7% до 1,2%, по МСБ этот показатель остался неизменным на уровне 3,9%, по физическим лицам – 3,7%.
Если говорить про структуру доходов банков, то на 1 декабря доля процентных доходов в ней превысила 55,2%, в том числе по операциям с клиентами – 39,3%, по ценным бумагам – 11,3%. Доля комиссионных доходов составила 10%.
Позитивные тенденции в показателях деятельности БВУ отразились и в действиях рейтинговых агентств: с начала года они девять раз повышали рейтинги банков, пересмотрев с улучшением прогнозы у шести из них. К тому же агентство S&P улучшило оценку страновых и отраслевых рисков банковского сектора.
Что касается качественных изменений, то стоит отметить, что банковский сектор помимо своих базовых функций все также оставался в текущем году драйвером инноваций на рынке. Банки зачастую выполняли функции и по поручению или в сотрудничестве с государством, связанные с вопросами цифровых услуг, налогового мониторинга, борьбы с мошенничеством и отмыванием денег, продвижения финансовой грамотности и финансовой инклюзии. Здесь я добавлю, что было подписано несколько меморандумов с государственными органами, в том числе по борьбе с мошенничеством, расширению проекта по финансовой грамотности «Қарызсыз қоғам», созданию антифрод-центра при Национальном банке с участием БВУ.
С точки зрения технологий, мы видим заметный прогресс по национальной платежной системе, в том числе Межбанковской системе платежных карт, Системе мгновенных платежей и Open Banking. Вы знаете, что презентацию цифрового тенге Нацбанк сделал еще в ноябре на Конгрессе финансистов Казахстана.
- А с какими проблемами приходилось сталкиваться сектору?
- Часть проблем и вызовов были общими для любого бизнеса в Казахстане. Это и макроэкономическая ситуация, которая влияла на общий уровень рисков, и платежеспособный спрос на услуги, в частности со стороны корпоративных клиентов, и геополитическая ситуация, повлекшая за собой усиление команд compliance, и ужесточение фискальной политики государства на фоне дефицита госбюджета.
Если вернуться к проблемам, специфичным для отрасли, то здесь можно отметить нестабильность регулирования, которая требовала постоянного внимания и адаптации, а также завышенные требования к сектору по сравнению с другими отраслями экономики.
Можно сказать, что банковский сектор стал объектом ожиданий по ускорению роста экономики за счет расширения финансирования корпоративного сектора. Причем вопреки макроэкономическому циклу, структуре и финансовой устойчивости сектора, нестабильности государственных субсидий, которые ожидал бизнес, и сдерживающей монетарной политики.
В то же время вводились и продолжают предлагаться меры по сокращению возможностей банков по взысканию задолженности, распоряжению имеющейся ликвидностью и получению других видов доходов.
Однако банковский сектор вполне успешно реализовывает и эту задачу. В частности, по данным Нацбанка, портфель кредитов бизнесу уже за 10 месяцев вырос на 6,7%, в том числе малому бизнесу на 19,2%, среднему – на 1,2%. Наиболее заметный рост кредитования наблюдался в сельском хозяйстве на 16,5%, в транспортной отрасли - на 19% и информации и связи - на 9,9%.
Параллельно в обществе весь год обсуждалось кредитование физических лиц. С одной стороны, говорили, что требуются все новые законодательные послабления для заемщиков, с другой, что предпринимаются регуляторные усилия по ограничению выдачи таких займов.
Я бы сказала, что создается впечатление некоторой инерционности этой дискуссии, так как по данным Нацбанка, темп роста займов физическим лицам был максимальным в постпандемийном 2021 году (43,5%), а сейчас мы видим уже его замедление в два раза, до 20,6% при инфляции 10,3%, что значительно ниже темпов роста розничного портфеля. В частности, сильное замедление отмечается в ипотечном портфеле с 28,8% до 9,9%, что сказывается и на потребительском кредитовании (согласно Отчету о финансовой стабильности Нацбанка за 2022 год, более половины заемщиков, оформивших ипотеку, брали потребительский заем в последующие три месяца).
Скорее всего, публичное обсуждение этого вопроса продолжится и в следующем году, в том числе в связи с разработкой депутатами мажилиса проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков».
Из более общих вопросов, могу добавить, что в этом году завершилась миссия МВФ и Всемирного банка по оценке финансового сектора и регулирования. В начале следующего года мы надеемся увидеть отчет. Мы уверены, что независимая оценка общей среды будет полезна и финансовым организациям, и регуляторам.
- В результате какие тренды были выявлены участниками сектора?
- Основным трендом уходящего года можно назвать ухудшение операционной и регуляторной среды, что ставит под вопрос появление новых участников рынка. С другой стороны, банковский сектор показал свою устойчивость и адаптивность к разным условиям.
Стратегические цели по развитию, предоставлению качественных услуг и получению положительных результатов для акционеров и всех заинтересованных лиц сохраняются.
- Тогда хотелось бы знать, что ожидает банковский сектор в следующем году как в плане законодательства, так и опираясь на экономическую составляющую?
- В плане законодательства основными вопросами станут, скорее всего, разработка новых - Налогового и Цифрового кодексов, а также закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков», который также затрагивает процессы на финансовом рынке, в частности деятельность банковского омбудсмена. В первоначальном проекте предлагалось смешение его функций с вопросами рынка микрокредитования, а также расширение полномочий далеко за пределы кредитного рынка, что однозначно преждевременно и не соответствует текущему уровню возможностей и компетенций.
Кроме того, мы ожидаем обсуждения вопросов, связанных с функциями коллекторов и их взаимодействия с банками.
Важно отметить, что, сохраняя стратегическую цель по совершенствованию финансового рынка, желательно избегать любых резких изменений из-за его сложности и возможных последствий для финансовой устойчивости, а также влияния на бизнес клиентов и физических лиц.
Помимо перечисленного, в следующем году продолжится работа по вопросам информационной безопасности, минимизации рисков мошенничества, развития финансовых технологий и цифровых сервисов, связанных с Национальной платежной системой.
В экономическом плане мы ожидаем, что реализация объявленных больших инфраструктурных проектов, планируемое увеличение добычи сырья (до 95,4 млн тонн) и бюджетное стимулирование поддержат экономическую активность в стране в 2024 году. По крайней мере эксперты финансового рынка прогнозируют увеличение ВВП в 2024 году на 4%. Вместе с тем двузначная инфляция, наблюдаемая последние 20 месяцев, может опуститься ниже 10% в первом квартале 2024 года, но возврат к целевому таргету в 5% в следующем году маловероятен.
Как я ранее говорила, мы уже видим рост выдач в корпоративном кредитовании и надеемся, что последующее улучшение денежно-кредитных условий и потенциальные регуляторные меры стимулирования поддержат данную тенденцию в дальнейшем.
При этом рост розничного кредитования, скорее всего, замедлится по естественным причинам насыщения спроса, высокого проникновения кредитования (соотношение числа заемщиков, включая рассрочки, к количеству занятого населения составляет 85%) и уже принятого ужесточения регулирования.
При благоприятном исходе возможен приход на рынок новых игроков как из числа действующих финансовых организаций, так и новых. Разумеется, это будет способствовать повышению конкуренции, а, следовательно, появлению новых услуг для клиентов на более выгодных условиях.