Министерство энергетики намерено признать утратившими силу приказы о государственном регулировании цен на ГСМ, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В проекте приказа на портале «Открытые НПА» поясняется, на сегодняшний день цены на бензин и дизельное топливо в Казахстане остаются одними из самых низких в мире. Это приводит к значительному ценовому разрыву, в том числе с соседними странами. Например, в Казахстане цена бензина АИ-92 за литр составляет 205 тенге, в России – 288 тенге, в Кыргызстане – 385 тенге, в Узбекистане – 489 тенге. Дизельное топливо в Казахстане стоит 295 тенге за литр, в России – 355 тенге, в Кыргызстане – 427 тенге, в Узбекистане – 528 тенге. Разница в ценах на бензин АИ-92 достигает от 40% до 138%, на дизельное топливо – от 20% до 79%.
«Это провоцирует дефицит, невозможность модернизации отрасли, вывоз топлива за границу посредством различных нелегальных схем. В этой связи министерство энергетики переходит к политике устойчивой модели ценообразования. Она направлена на создание рыночного баланса между спросом и предложением, исключение дефицита топлива, стимулирование модернизации нефтеперерабатывающей отрасли, создание новых рабочих мест и привлечение долгосрочных инвестиций», - указывается в проекте.
В Минэнерго пояснили, ключевые принципы данной политики - плавность и предсказуемость любых изменений. В пресс-релизе ведомства подчеркивается, что «правительство не допустит резкого роста цен на топливо».
«Для защиты интересов граждан продолжится оказание мер социальной поддержки, а сельхозпроизводители получат гарантированный доступ к дизельному топливу по прозрачным схемам и приемлемым ценам. Министерство энергетики совместно с заинтересованными органами усилит контроль на рынке, обеспечит исполнение законодательства и бесперебойные поставки топлива на внутренний рынок», - отмечают в ведомстве.
В пояснительной записке к проекту приказа уточняется, что в настоящее время государственное регулирование цен привело к тому, что Казахстан стал страной с наименьшей стоимостью ГСМ среди соседних государств, что приводит к высоким рискам перетоков и «серого» экспорта нефтепродуктов и провоцирует дефицит.
«Необходимость поэтапной либерализации цен при первоочередной поддержке социально уязвимых слоев населения обусловлена: перетоками и «серым» экспортом нефтепродуктов; экономической целесообразностью проектов развития нефтедобычи и расширения крупнейших в Центральной Азии НПЗ с 18 до 28 млн тонн в год, что позволит создать новые рабочие места и обеспечить бюджетные программы», - сообщается в пояснительной записке.
В приложении к проекту указан перечень документов, действие которых намерено отменить ведомство. Это приказы 2014,2015, 2016, 2023 и 2024 годов.
Читайте также
До конца года планируют выбрать разработчика технико-экономического обоснования