Автомобили года в Старом и Новом свете
Подведены итоги европейского конкурса Car of the Year 2025 (Автомобиль года). Жюри, включающее 60 журналистов и экспертов из 23 стран, отдало победу родственной паре электро-хэтчбеков Renault 5 / Alpine A290 - дуэт набрал 353 балла. Серебро досталось электро-паркетнику Kia EV3 (291 балл), а бронза — хэтчбеку Citroen C3 (215 баллов). В традиционную семерку финалистов также вошли Hyundai Inster (172), Dacia Duster (168), Cupra Terramar (165) и Alfa Romeo Junior (136).
Одновременно названы победители североамериканского конкурса 2025 North American Car, Truck and Utility Vehicle of the Year. Жюри из 50 членов выбрало лучшие модели в трех традиционных номинациях. Среди легковых машин выиграла Honda Civic Hybrid (для США это новинка), опередив Kia K4 и Toyota Camry. Утилитарным автомобилем года стал электрический минивэн Volkswagen ID. Buzz (в тройку также вошли кроссоверы Hyundai Santa Fe и Chevrolet Equinox), а среди пикапов золото взял Ford Ranger, опередив пикапы Ram 1500 и Toyota Tacoma.
Китайский автопром: итоги 2024
Китайская ассоциация производителей автомобилей (CAAM) поделилась статистикой выпуска и продаж машин в КНР и на экспортных рынках. За 2024 год в Поднебесной было произведено 31,282 млн автомобилей (+3,7% относительно 2023-го), а рынок поглотил 31,436 млн (+4,5%), включая импортные авто.
Особым успехом у китайских покупателей пользовались электрифицированные модели (подзаряжаемые гибриды всех типов и электромобили). Таковых было выпущено 12,888 млн, а продано внутри страны 12,866 млн. Рост впечатляет: на 34,4% и 35,5% соответственно. В результате такие машины заняли 40,9% рынка КНР против 31,6% в 2023 году. Электромобили занимают 60% данного сегмента, и эта доля сократилась, тогда как гибриды выросли до 40%. Вне зависимости от типа силовой установки в 2024 году китайские бренды потеснили иностранные марки, продав 17,97 млн авто (+23%) и заняв 65% домашнего рынка.
Для «китайцев» минувший год стал успешным и за рубежом: экспортировано 5,859 млн машин (+19,3%). Из них 4,955 млн составили легковушки (+19,7%), а 904 тысячи пришлось на коммерческий транспорт (+17,5%). Электрокары и здесь теряют популярность: 987 тысяч (-10,4%). При этом экспорт подзаряжаемых гибридов вырос почти втрое, до 297 тысяч единиц. В целом экспорт электрифицированных авто вырос на 6,7%.
В десятке крупнейших автоэкспортеров Chery (1,144 млн машин), SAIC (929 тысяч), Changan (536 тысяч), Geely (532 тысячи), Great Wall Motor (453 тысячи), BYD (433 тысячи), BAIC (274 тысячи), Tesla (260 тысяч), JAC (249 тысяч) и Dongfeng (246 тысяч). Из них лучшую динамику показали BYD (+71,8%), Changan (+49,6%) и JAC (+46,7%).
По прогнозу CAAM, в 2025 году общие продажи в КНР вырастут до 32,9 млн авто (+4,7%). Из них 28,9 млн придется на легковые машины (+4,9%) и 4 млн — на коммерческий транспорт (+3,3%). Выпуск электрифицированных автомобилей должен вырасти на 24,4%, до 16 млн единиц, из них 6,2 млн должны уйти на экспорт (+5,8%). В целом CAAM предрекает китайскому автопрому дальнейший рост, но уже не такой бурный, как в предыдущие годы.
Итоги Tesla
За 2024 год Tesla продала 1 789 226 электромобилей, что на 1,1% меньше, чем в 2023-м. Причем 1 704 093 единицы пришлось на младшее семейство Model 3 / Model Y. Старшие Model S и Model X вместе с пикапом Cybertruck разошлись тиражом 85 133 экземпляра.
2024: BMW, Mercedes и Audi
«Большая немецкая тройка» BMW, Mercedes-Benz и Audi опубликовала мировую статистику продаж за 2024 год. И он оказался для премиальных «немцев» далеко не самым успешным.
С результатом 2 450 804 проданных авто в тройке лидирует BMW Group, и это на 4% меньше, чем в 2023 году: основные потери случились в Китае (-13,4%) и других странах Азии, хотя спрос упал и в Германии. Под маркой BMW продано 2 200 177 машин (-2,3%), компания Rolls-Royce реализовала 5712 автомобилей (-5,3%), а самое большое падение продемонстрировал бренд Mini: -17,1%, до 244 915 машин. Зато спортивное подразделение BMW M нарастило сбыт на 2,1% (206 582 авто, хотя они включены в общую статистику марки BMW). В концерне особенно подчеркивают, что электромобили всех трех брендов (426 594 штуки) показали рост продаж на 13,5%, их общая доля достигла 17,4%.
Продажи Mercedes-Benz Group в 2024 году упали на 4% - до 2 389 000 единиц. Из них на легкий коммерческий транспорт пришлось 405 600 машин (-9%). Легковые Mercedes разошлись тиражом 1 983 400 экземпляров (-3%). Примечательно, что продажи электромобилей с трехлучевой звездой рухнули на 23% — до 185 100 штук. Также плохо обстояли дела у самых дорогих моделей семейства Top-End (281 500 экземпляров, в основном это S-классы и G-классы) и машин младшего семейства Entry (все разновидности A-класса, 534 800 штук): -14% в обоих сегментах. Только средний сегмент Core (в первую очередь E-класс и кроссовер GLC) показал прибавку на 6%, до 1 167 100 автомобилей. Неплохо выступили и подзаряжаемые гибриды, выросшие на 13% (367 600 единиц).
Хуже всего дела были у Audi: продажи упали на 11,8% - до 1 671 218 единиц. Причем в Германии все еще печальнее: -21,3% и итоговые 198 342 авто. Ненамного лучше обстояли дела в Северной Америке (240 771, -13%) и Китае (649 434, -11%). Audi сумела реализовать 164 тысячи электромобилей, что на 8% меньше, чем годом ранее. А продажи моделей подразделения Audi Sport усохли на 14%, до 41 тысячи единиц.
Итоги Volkswagen
Несмотря на трудности в минувшем году, в общемировых масштабах концерн Volkswagen показал весьма умеренное падение. Совокупные продажи всех его брендов за 2024 год составили 9 027 400 автомобилей. Это на 2,3% меньше, чем в 2023 году (9 239 500).
Наибольшая просадка зафиксирована в Юго-Восточной Азии: -17,6%, хотя общий объем невелик (295 тысяч машин). А вот падение спроса на 9,5% в Китае уже ощутимо ударило по общему показателю, ведь там реализовано 2,93 млн авто. В этих регионах особенно остра конкуренция с азиатскими производителями, в первую очередь из КНР. Не порадовала и Западная Европа (3,26 млн, -0,4%), зато в Центральной и Восточной Европе был рост на 1,7% (512 тысяч). Продажи в Северной Америке (1,06 млн) и на Ближнем Востоке с Африкой (382 тысячи) подросли на одинаковые 6,4%. А наибольший рост показала Южная Америка: +14,7% и итоговые 594 тысячи единиц.
Головная марка Volkswagen смогла реализовать 4 796 900 легковых авто (-1,4%). Из них на электромобили пришлось 383 тысячи. В Китае спрос на VW упал на 8,3% (до 2,2 млн), а в Европе - на 1,7% (до 1,25 млн). Skoda показала рост на 6,9%, продав 926 600 машин. Но всю прибавку ей дала Европа, тогда как в КНР спрос упал на 23% (17 500 авто), а в Индии — на 26% (36 тысяч). Подросли бренды Seat и Cupra: 558 200 автомобилей на двоих (+7,5%). Сбыт легкого коммерческого транспорта марки Volkswagen почти не изменился: 408 300 машин против 409 400 в 2023 году.
Фирма Bentley не порадовала: -21,5% (10 600 автомобилей). Зато у Lamborghini рост на 5,7% (до 10 700) — правда, только благодаря кроссоверу Urus, который востребован на рынках Ближнего Востока и Африки. Компания Porsche смогла реализовать 310 700 авто (-3%). Наконец, грузовое подразделение концерна, Traton зафиксировало снижение продаж на 1,2% (334 200 машин) из-за провала компании MAN (95 700, -17,2%), который не смогли компенсировать бренды Volkswagen Truck & Bus (45 800, +23,6%), Scania (102 100, +5,7%) и International (90 600, +1,9%).
Продажи электромобилей концерна снизились на 3,4% (до 744 800 единиц), а их доля составила 8,3% от всех проданных машин. Снижение интереса зафиксировано как в Европе (447 900, -5,2%), так и в США (49 400, -30,5%). Зато на важнейшем рынке Китая электрокары от VW показали рост на 8,1% (207 400).
Именно в КНР и развернется борьба за будущее благополучие империи Volkswagen. Для этого концерн намерен продолжать наращивать количество электрифицированных моделей (включая подзаряжаемые гибриды) и развивать партнерство с местными автопроизводителями.