USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.82$
+0.180
BTC
97050.30$
+2801.600

Что влияет на кредитную историю и как ее улучшить

Эксперты рассказали о важных нюансах

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Кредитная история – это информация о долговых обязательствах заемщика. Несмотря на ее важность, некоторые граждане не придают ей большого значения до тех пор, пока в момент оформления займа не получат отказ в банке или МФО. И если дело действительно в испорченной кредитной истории, то нужно постараться исправить ситуацию, ни в коем случае не прибегая к услугам различного рода посредников. Fingramota.kz собрала важные нюансы, которые касаются персонального кредитного отчета, о которых стоит всегда помнить.

Что такое «кредитная история»?

Чтобы вам было понятнее, объясним на аналогии: итак, представьте, что вы – банк, и ничего не знаете о личности человека, который хочет взять кредит. И вот он приходит с документом, а он залит кофе или порван. Будете ли вы доверять такому заемщику? Конечно же, нет. Пришел другой заемщик с безупречным документом, в котором показаны все данные, какие кредиты он раньше брал и есть информация, что погашал он их вовремя, у него не было просрочек по займам, он не фигурировал в судебных разбирательствах и не применял процедуру банкротства. Этот документ и есть персональный кредитный отчет, то есть кредитная история – своего рода финансовое досье, которое есть у всех заемщиков.

Благодаря кредитной истории банки оценивают уровень риска – насколько вы ответственны и благонадежны в финансовом плане. Например, вы ранее оформляли банковский заем на определенную сумму или брали технику в кредит или рассрочку. Вы не пропускали ежемесячный платеж, досрочно погасили кредит – эта информация попадает в вашу кредитную историю, и вы для банков становитесь ответственным заемщиком. Через какое-то время вы решаете оформить еще один кредит, но в другом банке, он анализирует вашу историю займов и одобряет выдачу займа, причем на еще большую сумму.

Продление, пролонгация кредита отражаются в кредитной истории. С сентября 2024 года в кредитную историю также включаются сведения по урегулированию просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам (последний платеж, сумма и др.).

Где получить кредитную историю?

Сделать это можно в Государственном кредитном бюро или Первом кредитном бюро, где хранятся персональные кредитные отчеты казахстанцев, а также на портале электронного правительства eGov.kz. Для этого нужно заполнить заявку и подписать ее с помощью ЭЦП. Результат появится в вашем «Личном кабинете».

Получить кредитный отчет можно еще в отделениях «Казпочты» после написания заявления.

Банки и МФО обязаны предоставлять в кредитные бюро информацию о заявлениях клиентов на заключение договора займа в режиме реального времени. В сведениях указываются ИИН заемщика, сумма и цель банковского займа или микрокредита. Это одно из нововведений, принятых финрегулятором в этом году, позволяющее кредиторам обладать информацией об одновременной подаче заявки от граждан в различные банки, МФО.

Можно ли аннулировать кредитную историю?

По закону «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республики Казахстан», кредитное бюро гарантирует и обеспечивает хранение информации о кредитной истории гражданина в течение пяти лет после даты получения последней информации о нем. При этом аннулирование кредитных историй заемщиков не допускается. Таким образом, информацию о просрочках в кредитном отчете удалить нельзя, можно только поправить в кредитной истории технические ошибки.

Как это сделать?

Даже в ХХI веке никто не защищен от техошибок – в любой системе может произойти сбой. Как бы то ни было, изредка, но все же случается так, что в кредитный отчет закрадывается неверная информация. К примеру, может появиться запись о текущей просрочке по погашенному платежу или задолженности по закрытому контракту. Или если ваш контракт подходит под статус «реабилитирован», в кредитной истории данный статус может не быть присвоен и т.д.

Если вы обнаружили некорректные сведения, то сразу же, не откладывая, сообщите о них в банк или МФО и приложите подтверждающие документы.

Кроме того, вы можете оспорить неверную информацию бесплатно на сайте Fingramota.kz в разделе «Продукты и услуги», подразделе «Оспаривание информации в кредитной истории». Данный проект реализуется Агентством по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Первым кредитным бюро. Для подачи заявки нужно заполнить специальную форму с указанием своего ИИН и номера телефона. Важно помнить, что оспорить вы сможете только тот кредитный отчет, срок выдачи которого не превышает десяти рабочих дней.

Что влияет на кредитную историю и как ее улучшить 3410705 - Kapital.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.