USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.56$
-0.260
BTC
97180.30$
+2931.600

С начала года реструктуризированы кредиты почти 200 тысяч заемщиков

Уже год в стране действует единый порядок урегулирования просроченной задолженности физлиц

Share
Share
Share
Tweet
Share
С начала года реструктуризированы кредиты почти 200 тысяч заемщиков- Kapital.kz

С начала 2022 года в банки и микрофинансовые организации за изменением условий заключенных договоров обратилось свыше 273,8 тыс. заемщиков, из них большую часть – 267,5 тыс. составляют банковские заемщики. В отношении 199,2 тыс. потребителей финансовых услуг, это порядка 70% проведена работа по реструктуризации займов и микрокредитов.

С 1 октября 2021 года в Казахстане законодательно действует единый порядок урегулирования просроченной задолженности заемщиков-физических лиц. Он обязателен для кредиторов, то есть банков второго уровня и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность. В рамках данного порядка заемщики, у которых возникли денежные затруднения и, соответственно, в связи с этим они не могут вносить платежи, могут обратиться в банк или МФО для реструктуризации банковского займа или микрокредита.   

Уведомить заемщика о возникшей просрочке кредитор обязан в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении он указывает точный размер

возникшей просрочки, последствия невыполнения долговых обязательств, а также то, что заемщик вправе обратиться с заявлением о внесении соответствующих изменений в условия кредитного договора, позволяющих заемщику в дальнейшем обслуживать свой заем или микрокредит.

Это такие изменения, как:

· изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения по договору займа;

· изменение валюты суммы остатка основного долга по займу, выданному в иностранной валюте, на национальную валюту;

· отсрочку платежа по основному долгу и (или) вознаграждению;

· изменение метода погашения задолженности или очередности погашения задолженности, в том числе с погашением основного долга в приоритетном порядке;

· изменение срока займа;

· прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отменой неустойки (штрафа, пени), комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием банковского займа;

· самостоятельную реализацию залогодателем недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки;

· представление отступного взамен исполнения обязательства по договору займа путем передачи банку (организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций) залогового имущества;

· реализацию недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, с передачей обязательства по договору займа покупателю.

Что необходимо сделать заемщику?

Заемщику необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться с заявлением в банк или МФО, где он обслуживается. В заявлении нужно указать, почему он не может исполнять свои обязательства, предложить свои варианты по погашению кредита и приложить документы, подтверждающие возникшие у него финансовые трудности. Если заемщик не сможет предоставить кредитору эту информацию, к примеру, документально подтвердить факт снижения либо отсутствия доходов, в связи с чем у него возникла просрочка, то кредитор может оставить его заявление без рассмотрения.

Процедуру рассмотрения заявления заемщика кредитная организация начнет после того, как все необходимые документы будут предоставлены в полном объеме. Банк или МФО будут учитывать также текущее финансовое и социальное положение заемщика, досконально изучат его кредитную историю, чтобы посмотреть, наблюдались ли ранее просрочки. Согласно законодательству, кредиторы должны ответить в течение 15 календарных дней: либо согласиться, приняв предложенные заемщиком изменения в условия договора; предоставить свои предложения или отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.

Если ответ кредитора заемщика не удовлетворил, либо кредитор не провел процедуру урегулирования просроченной задолженности и не предоставил мотивированные обоснования, заемщик вправе в течение 15 календарных дней с даты получения решения кредитора обратиться в финрегулятор. К своему заявлению в АФРР он должен прикрепить доказательства обращения в кредитную организацию и недостижения с ней взаимоприемлемого решения. На основании заявления заемщика Агентством по регулированию и развитию финансового рынка инициируется документальная проверка в отношении банка или МФО.

В период рассмотрения финрегулятором обращения от заемщика категории СУСН по ипотечному жилищному займу не допускается обращение взыскания на заложенное имущество ни в судебном, ни во внесудебном порядке.

Кроме того, заемщики для урегулирования разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, могут обратиться к банковскому омбудсману в соответствии с законом о банках.

Следует знать, что кредиторы для принудительного взыскания задолженности проблемных заемщиков могут обратиться в суд. При этом суд будет учитывать все обстоятельства, в том числе были ли предприняты все меры по урегулированию задолженности кредитором и заемщиком.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.