Транзитные перевозки – ключевой драйвер роста транспортной системы РК – по итогам января-июля 2020 года выросли до 12 млн тонн, что на 32% выше уровня января-июля прошлого года. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry».
Транзит железнодорожным транспортом в контейнерах вырос на 37% и составил 483 тыс. двадцатифутовый эквивалент (ДФЭ), в стратегическом направлении Китай - Европа - Китай объем перевозок составил 288,1 тыс. контейнеров, что на 61% больше показателя за январь-июль 2019 года (7 мес. 2019 года – 179,3 тыс. контейнеров).
Неконтейнерный (повагонный) транзит, перевозимый железнодорожным транспортом, за январь-июль показал рост объемов на 30% и составил 8,5 млн т (7 мес. 2019 года – 6,5 млн т).
Рост повагонного транзита обусловлен увеличением перевозок железной руды из России в Китай и Узбекистан на 79%, нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин, топливо для реактивных двигателей, мазут топочный) из России в страны ЦА на 65%, зерна (ячмень, пшеница) из России в Иран в 1,9 раза, удобрений (аммофос) из России в Узбекистан на 26%, цветных металлов (алюминий) из Таджикистана в третьи страны на 10%, древесины из России в страны ЦА на 43%, сахара из России в страны ЦА на 37%.
Транзит автотранспортом по территории Казахстана вырос к уровню 7 месяцев 2019 года на 22% и составил 1,1 млн т (7 мес. 2019 года – 0,9 млн т).
«В феврале текущего года наблюдалось почти 40%-ное снижение объемов транзита контейнеров через РК из-за вспышки коронавирусной инфекции в Китае. Это было связано с тем, что 90% мощностей китайского производства и экспорта в Европу находятся в провинциях Китая, активно затронутых эпидемией. Однако с введением чрезвычайного положения в Казахстане никаких ограничений в отношении транзитных перевозок грузов не вводилось, что позволило быстро нарастить объемы после запуска производства китайскими предприятиями, и вот уже пятый месяц наблюдается устойчивый рост транзита», - отметил Серик Башимов, директор департамента развития транзита и транспортной логистики Министерства индустрии и и инфраструктурного развития РК.
По словам Мурата Бекмагамбетова, заместителя председателя правления АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry», достигнутые результаты в наращивании объемов транзита через РК – это совокупность усилий всех причастных государственных органов, транспортно-логистических компаний и иностранных партнеров.
Железнодорожный транспорт страны еще раз доказал свою ключевую роль в достижении устойчивого развития страны и континента в целом. Так, в транзитных контейнерных сервисах из Китая в Европу перевозились в большом количестве медицинские изделия, необходимые для борьбы с COVID-19.
При этом, как отметил Мурат Бекмагамбетов, борьба за транзитные потоки только усиливается, и, несмотря на то что на сегодня Казахстан обеспечивает порядка 80% контейнерных потоков, перевозимых по сухопутным маршрутам в направлении Китай - Европа, сопредельные страны активно прорабатывают создание новых альтернативных маршрутов (Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан), проводят модернизацию существующих коридоров (Транссиб), транспортными компаниями создаются новые стратегические альянсы для развития новых транзитных коридоров.
Это требует от транспортно-логистической отрасли Казахстана еще больших усилий для закрепления и дальнейшего наращивания своих конкурентных позиций. Нам необходимо дальнейшее совершенствование технологических процессов и повышение уровня транзитно-транспортного сервиса путем инфраструктурного развития транзитных коридоров, облегчения пересечения границ, повышения скоростей доставки грузов, минимизации контрольных процедур и создания новых транспортно-логистических продуктов.