Что делается при привлечения внешних инвестиций в экономику Казахстана и какие вопросы надо тщательно проработать — эти вопросы 10 ноября обсудили в сенате Парламента в ходе круглого стола на тему «Актуальные вопросы привлечения инвестиций в экономику Республики Казахстан в рамках реализации Послания Президента «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Участниками обсуждения стали депутаты Парламента, представители центральных государственных органов и национальных компаний. Они рассказали о состоянии и перспективах привлечения инвестиций.
Президент Казахстана в своем Послании поставил задачу сохранения регионального лидерства страны по привлечению иностранных инвестиций, в том числе за счет привлечения финансовых ресурсов в рамках МФЦА, напомнил председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сената Аскар Бейсенбаев. Он сказал, что надо обеспечить защиту и продвижение национальных экономических интересов в рамках международного сотрудничества, для чего следует активизировать «экономическую дипломатию».
Сенатор высказался за повышение ответственности чиновников и акимов в работе по привлечению иностранных инвестиций, а также принятие законодательных мер, направленных на улучшение инвестиционного климата и упрощение бюрократических процедур для инвесторов.
Для обеспечения правовой базы за последние годы приняты Предпринимательский кодекс, законы «О специальных экономических зонах», «О государственно-частном партнерстве» и другие документы.
По данным заместителя министра по инвестициям и развитию Ерлана Хаирова, с 2005 года по первое полугодие текущего года в экономику Казахстана привлечено 253,9 млрд долларов прямых иностранных инвестиций (ПИИ). При этом по итогам первого полугодия 2017 года объем валового притока ПИИ составил 10,5 млрд долларов. Это на 8,6% больше, чем за такой же период 2016 года.
В соответствии с задачами «Третьей модернизации» министерством по инвестициям и развитию совместно с экспертами Всемирного банка принята Национальная инвестиционная стратегия на 2017−2022 годы. Как говорится в документе, к 2022 году планируется увеличение валового притока ПИИ в 1,26 раза, ПИИ, ориентированных на повышение эффективности, — в 1,5 раза и так далее. Общий объем планируемых к привлечению до 2022 года ПИИ составляет 122 млрд долларов.
Первый заместитель министра иностранных дел Мухтар Тлеуберди проинформировал о работе МИД в сфере инвестиционного сотрудничества. По его словам, совместно с экономическим блоком правительства разрабатывается механизм взаимодействия на инвестиционном и экспортном направлениях с определением зон ответственности. Для координации работы всех государственных органов и организаций на внешнем уровне задействованы загранучреждения, выполняющие важную роль «первого контактного лица» и «связующего звена» с иностранным бизнес-сообществом. В частности, для усиления работы по привлечению внешних инвестиций реализуется поручение главы государства о назначении советников по инвестициям в десяти посольствах Казахстана в приоритетных странах.
Вице-министр национальной экономики Айбатыр Жумагулов в свою очередь поднял вопросы развития государственно-частного партнерства и его сопряжения с инвестиционной сферой, приватизации и вывода компаний «Самрук-Казына» на IPO для привлечения внешних инвесторов.
О поддержке инвесторов рассказал вице-министр финансов Руслан Бекетаев. В числе мер — улучшение налоговых и таможенных процедур, снижение административного давления на бизнес.
Положительную роль в активном привлечении прямых иностранных инвестиций сыграет принятие нового Налогового кодекса, Кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», а также ратификация Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. В этих документах предусмотрено сокращение числа налоговых проверок, оптимизация процедуры возврата НДС, продолжение цифровизации таможенного администрирования.
По итогам круглого стола приняты рекомендации, которые будут направлены в государственные органы и учтены в ходе дальнейшей законотворческой работы.