Какие вакансии будут самыми «горячими» в 2017 году и почему? Как меняются требования к сотрудникам? О каких новых вызовах важно знать работодателю и какие вообще тренды наметились на рынке труда? На эти вопросы «Капитал.kz» отвечают известный эксперт-аналитик, крупное рекрутинговое агентство и job-портал HeadHunter.
Wanted: стратеги и «продажники»
Кирилл Куницкий, эксперт по систематизации бизнеса, руководитель компании «Бизнес Конструктор»
В 2017 году ожидается обострение конкуренции на большинстве рынков. А это означает, что крайне актуальной для бизнеса станет функция продвижения продуктов и услуг. Именно поэтому наиболее востребованными в ближайшее время будут профессии, связанные с маркетингом и продажами. Особенно понадобятся специалисты в области интернет-маркетинга, поскольку для большинства компаний именно в данной сфере кроется значительный потенциал роста.
Кроме этого, растет требовательность руководителей компаний к личностному и профессиональному уровню персонала, поскольку экономическая ситуация не позволяет выкидывать деньги на зарплату неэффективных сотрудников. Именно поэтому еще одной важной сферой, в которой увеличивается спрос на рынке труда, является управление персоналом и рекрутинг. Любая компания штатом свыше 50 человек, не имеющая собственного HR-менеджера, рано или поздно начинает испытывать целый ряд проблем, связанных с командой, — начиная от недостаточно компетентной работы, заканчивая пассивностью сотрудников и развалом корпоративной культуры.
Также продолжается рост спроса на IT-специалистов в связи с проникновением IT-инфраструктуры во многие сферы бизнеса.
Сейчас как никогда актуальны адекватные профессионалы в любой сфере, и требовательность к уровню компетенций сотрудников растет. Мне приятно замечать, что растет также и требовательность к личностным качествам, поскольку руководители компаний начинают понимать, что люди — это не просто «винтики», которые ходят на работу за зарплату, каждый человек является частью микросоциума компании и влияет на формирование ее корпоративной культуры. А корпоративная культура в свою очередь является важнейшим активом любого бизнеса и сильно влияет на результаты в долгосрочной перспективе. При условии, что она есть и она здорова.
«Вакансии пошли»
Оксана Телитченко, директор рекрутинговой компании Elite Personnel (Алматы)
Судя по бюджетам, которые предприятия уже заложили, первая половина 2017-го в кадровой сфере должна быть позитивной. То есть «вакансии пошли» — HR в тех компаниях, с которыми мы работаем, говорит, что бюджет есть, так как в том году вообще было тяжело, заявки не шли.
При этом сокращать свои издержки работодатели планируют тремя способами: платить по результату выполненной работы, использовать временных сотрудников — мы прогнозируем рост количества вакансий для временного персонала на 20−30% в 2017 году — и переводить людей на дистанционный труд.
Наиболее перспективными вакансиями в Казахстане остаются маркетологи — то есть стратеги компаний и «продвиженцы» продукции к потребителю; IT-специалисты (например, JAVA-разработчики), а также, конечно, менеджеры по продажам со знанием CRM-систем. Последние — sales managers — в 2017 году будут нужны в сфере услуг, в сегментах рынка В2 В, В2С.
Кроме того, мы видим востребованность логистов широкого профиля, способных координировать закупки, транспорт и склад. Причем требования к кандидатам здесь достаточно высоки: это обязательное знание языков, образование и опыт работы от трех лет и выше.
И очень востребован лайф-коуч. Крупные компании считают необходимым обучение персонала тренингам продаж, планированию, ораторскому мастерству и деловому этикету.
Отмечу, что сложная ситуация сложилась в строительной сфере. В Алматы особой активности на этом рынке сейчас нет, поэтому строительные вакансии «простаивают».
В целом работодатели сегодня ищут сотрудников среди молодежи с международным образованием, с лидерским потенциалом, активных, гибких и открытых к обучению. По нашим прогнозам, резкого увеличения зарплат в 2017 году не будет, но все-таки оклады начнут постепенно повышаться.
Human to human
Нина Быченко, генеральный директор компании «HeadHunter Казахстан»
На рынке труда сегодня правит балом работодатель. Актуальная стратегия HR-специалистов казахстанских компаний выглядит следующим образом: удержать эффективных, выбрать и нанять лучших.
Во главу угла ставится максимальная результативность сотрудников, их способность быть гибкими под постоянно изменяющиеся условия на рынке и предлагать нетривиальные решения.
В целом мы ожидаем 2017 год более сложным для компаний, нежели предыдущий: сегодня они решают задачи, которые никогда не возникали перед ними раньше.
Во-первых, тренд последних лет — HR-digital — получит свое дальнейшее развитие в текущем году. Речь идет о масштабном росте на рынке программного обеспечения для HR. И это не просто автоматизация систем, а новое мышление, новый подход ко всем процессам взаимодействия с сотрудниками. Появится еще больше возможностей, адаптированных под задачи HR-менеджмента и подбора персонала: это и приложения, которые считают вовлеченность и предлагают геймификацию обратной связи, и комплексные облачные системы, более доступные по цене и простые во внедрении.
Еще один вызов для работодателей — HR-аналитика — основа принятия управленческих решений. Доступна HR-аналитика уже не только крупным корпорациям с серьезной технологической базой. В 2017 году новых и доступных digital-решений становится больше. Актуальным становится вопрос о том, какие решения должен принимать человек, а какие может принимать машина, изучив базу данных.
Новый подход H2H — human to human. Отношения между работодателем и сотрудником становятся ближе и человечнее. Работник ищет компанию, которая будет удовлетворять самые разные его потребности — не только в деньгах, но и в задачах, общении, признании и так далее. При этом эмоции и впечатления от работы компания хочет контролировать, чтобы лучше этим сотрудником управлять.
Важно понимать, что на текущем этапе компании «покупают» не резюме с опытом работы, а человека с его компетенциями. Если сотрудники счастливы и верят работодателю, они будут готовы стать амбассадорами бренда.
Переход от эффективного найма к управлению талантами. Время, когда соискатели легко меняли работу, а компании стремились переманить к себе известного на рынке специалиста, предложив большую зарплату, прошло. Сегодня работодатели ставят на развитие сотрудников, которое приносит долгосрочные результаты. Главные вопросы в этом году, на которые предстоит найти ответы: как оценить эффективность обучения, как использовать онлайн-форматы, как управлять знаниями и следить за преемственностью в компании.
Что касается востребованных вакансий в новом году, то по-прежнему всем будут нужны менеджеры по продажам и эффективные управленцы, особенно производственным и дистрибьюторским компаниям. В части IT больше всего компаниям будут нужны мобильные и веб-разработчики, аналитики BigData, а также профессионалы по информационной защите и кибербезопасности.
В формировании оплаты труда и системы поощрений ключевой момент сегодня — эффективность сотрудника. Время просиживания штанов за фиксированный оклад ушло. Работодатель инвестирует в персонал, ожидает возврата инвестиций в виде результатов его работы, а не оправданий, почему не получилось.