Сколько будет стоить бензин в 2017 году?
АВТОР

22.12.2016 • 08:40 14388

Сколько будет стоить бензин в 2017 году?

В этом году АИ-92 уже пробовал отметку в 140 тенге за литр

В этом году АИ-92 уже пробовал отметку 140 тенге за литр на автозаправочных станциях в Алматы. Причем такой ценник был замечен на АЗС крупной сети и станциях небольшого ретейлера. Эксперты не только не исключают дальнейшего роста, но уверены, что именно это ждет рынок в 2017 году. На сколько повысится стоимость ходовой марки — аналитики сделали предположения по просьбе «Капитал.kz».

Отметим, что, по данным на 18:00 среды, 21 декабря, стоимость АИ-92 на АЗС «КазМунайГаза», согласно данным сайта компании, составляет 133 тенге, литр зимнего дизельного топлива — 156 тенге (летнего — 128 тенге). На заправочных станциях Sinooil, если ориентироваться на информацию, опубликованную на интернет-ресурсе компании, литр ходовой марки стоит 134 тенге, литр дизельного топлива — 128 тенге (есть данные только для летнего варианта). Сайт Helios представляет следующие цифры: АИ-92 оценивается в 135 тенге за литр, ДТ — в 131 и 179 тенге соответственно за литр летнего и зимнего топлива. На сайте Royal Petrol значится, что литр 92-го на АЗС этой сети стоит 135 тенге, литр дизельного топлива — 128 (вероятнее всего, указан ценник для летнего, не для зимнего ГСМ).

Потребности в бензине будут расти

«Думаю, в 2017 году бензин в Казахстане будет стоить дороже, чем в этом году, потому что в следующем году процентов на 10−12 подорожает российское топливо за счет акцизов и прочего. А поскольку наши цены ориентируются на российский рынок, что бы ни говорили власти, то цены поднимутся и у нас», — говорит Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовой сфере.

По его мнению, прогнозируя конкретный рост стоимости ГСМ, стоит ориентироваться на указанные для России цифры: примерно на 10−12% бензин подорожает и у нас.

Сергей Смирнов отмечает, что стоимость АИ-92 будет складываться также под влиянием другого фактора, помимо зависимости от российских ценников. Речь идет о «традиционном» для казахстанского рынка дефиците топлива.

«Читал заявление главы нефтяного ведомства о том, что у нас после модернизации нефтеперерабатывающих заводов будет перерабатываться не 18,5 млн тонн нефти, как говорилось ранее, а, по-моему, 15,5 млн тонн. Министерство заявляет, что этих объемов нам будет хватать, но практика говорит об обратном. Это значит, дефицит сохранится», — считает эксперт.

Он поясняет: в настоящее время Казахстан завозит свыше миллиона тонн бензина из России, поскольку собственного производства недостаточно. К 2018 году автомобильный парк в стране, естественно, увеличится. «Тем более будут выбывать старые машины, которые на 80-м бензине ездят, такие еще есть. То есть в 2018 году потребность в высокооктановом бензине будет еще выше. А переработку у нас могут увеличить только на 1 млн тонн», — объясняет Сергей Смирнов, почему сохранится дефицит ГСМ.

Что касается возможного влияния стоимости нефти на мировом рынке, то, по мнению эксперта, этот фактор вряд ли окажет влияние. «Какая бы цена на нефть ни складывалась, стоимость бензина у нас определяется в основном стоимостью российского бензина», — заключает спикер.

Министр называл причины

В начале ноября Канат Бозумбаев, министр энергетики РК, объяснял начавшееся в некоторых регионах страны подорожание ГСМ ремонтными работами на НПЗ. В частности, на шымкентском заводе проводился капитальный ремонт — в рамках модернизации, после чего должны были увеличить выпуск АИ-92. Также на павлодарском предприятии шли ремонтные работы, связанные с технологическим нарушением (выход светлых нефтепродуктов из-за этого сократился на 4−5%, что повлияло на объемы поставок на внутренний рынок). Это привело к тому, что «более дорогой российский бензин потеснил более дешевый казахстанский».

В конце ноября глава профильного ведомства объяснял рост стоимости топлива зависимостью от поставок из России и некоторым повышением ценников в этой стране. Последнее объяснялось внутренними вопросами на башкирских НПЗ (в связи со сменой собственника и проходящим аудитом), а также тем, что Омский НПЗ был «ориентирован» на внутренний рынок.

Важна прозрачность цен

«Удорожание бензина в текущих условиях, когда происходит поэтапное дерегулирование рынка, — процесс закономерный. Если учитывать те темпы, с которыми стоимость АИ-92 увеличивалась после отмены государственного контроля над ценниками, можно предположить, что в течение 2017 года цена может вырасти до 150 тенге за литр», — предполагает Камилла Манакова, аналитик в сфере нефти и газа.

По ее мнению, поскольку топливо неизбежно будет дорожать, важна прозрачность ценообразования. «С этой целью в законе прописали норму о сокращении посредников между недропользователями и НПЗ. Но в плане прозрачности ценообразования, как говорится, еще есть к чему стремиться», — отмечает аналитик.

Что касается дефицита бензина на казахстанском рынке, то, по мнению Камиллы Манаковой, постепенная либерализация топливного рынка как раз направлена на его предупреждение. «Кроме того, чтобы не допустить дефицит, сроки планово-предупредительных работ на НПЗ были сокращены, что увеличило переработку нефти. По данным Министерства энергетики РК, по состоянию на 13 декабря объем запасов АИ-92/93 на нефтебазах составил около 103 тыс. тонн», — говорит аналитик.

В целом, по ее словам, в 2017 году сохраняется возможность возникновения дефицита сезонного характера, а также при ежегодном закрытии нефтеперерабатывающих заводов на техобслуживание".

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

КазМунайГаз нефть бензин НПЗ Казахстана

22.12.2016 • 08:40 14388

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus