Уходящий год в нефтеперерабатывающей отрасли ознаменовался двумя важными событиями. Несмотря на то что событий было немного, они были очень значимые для отрасли.
Во-первых, в республике отложили окончание модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на год. Ранее обещали, что модернизация отечественных НПЗ завершится в 2016 году. Окончание модернизации обещает стабилизацию внутреннего топливного рынка республики, который в 2014 году пережил большой кризис.
Помимо того, что перенос сроков окончания модернизации сулит дефицит на рынке ГСМ и нестабильности цен на бензин, он может привести и к удорожанию стоимости реализации проектов по реконструкции заводов. Независимые эксперты не сомневаются, что удорожание проектов модернизации произойдет в связи с переносом сроков их окончания.
Сроки реализации проектов были перенесены по итогам принятого Технического регламента ЕврАзЭС. Условия Технического регламента на топливо предусматривают выпуск продукции, соответствующей требованиям стандарта до Евро-4 (с 1 января 2016 года). Вместе с тем Россия и Беларусь в соответствии со своими внутренними Техническими регламентами планировали выпуск продукции стандарта Евро-5 уже с 1 января 2014 года.
Между тем, как сказал министр энергетики Владимир Школьник, отвечая на вопрос корреспондента делового портала Kapital.kz о возможном удорожании модернизации заводов: «Для обеспечения соответствия стандартов нефтепродуктов Техрегламенту ЕврАзЭС и производства на НПЗ Казахстана моторных топлив стандарта Евро-4, 5 с 2016 года начались работы по внесению изменений в ТЭО и ПСД проектов модернизации НПЗ РК, что соответственно повлекло изменения по срокам реализации проектов. По завершении проектов модернизации НПЗ РК качество топлива, производимого на отечественных заводах, будет соответствовать стандартам Евро-4, 5».
«После завершения модернизации, как я уже неоднократно говорил, производство бензина в республике будет полностью удовлетворять внутренний спрос», – подчеркнул он.
Более того, министр отметил, что к следующему году ситуация с ГСМ в Казахстане стабилизируется, так как завершится строительство первой очереди модернизации Атырауского НПЗ. В результате появятся дополнительные объемы высокооктанового бензина отечественного производства. Дальше будет завершена вторая очередь на этом заводе, будут завершены работы по модернизации на двух других заводах. «Но до того времени недостающие объемы бензина мы будем закупать. Другого пути пока нет», - сказал Владимир Школьник.
Вторым значимым событием в нефтеперерабатывающей отрасли страны стало принятие решение о строительстве четвертого НПЗ.
Модернизация трех заводов позволит с 2017 по 2022 год полностью стабилизировать рынок ГСМ Казахстана. После 2022 года в республике возрастет потребность в бензине, и по этой причине было запланировано строительство четвертого завода. Однако он будет построен с использованием инфраструктуры Шымкентского НПЗ. Использование уже готовой инфраструктуры приведет к увеличению мощности этого завода на 4-5 млн тонн переработки нефти с минимальными затратами. Этот проект позволит удовлетворить потребности в ГСМ минимум до 2030 года. После 2017 года Министерство энергетики начнет готовить ТЭО для реализации данного проекта.