В Казахстане только около 40 предприятий выпускают товары, выращенные без химических добавок – гербицидов и пестицидов. Вместе с тем, такие продукты никак не отличаются на рынке от своих аналогов, изготовленных с применением различных препаратов неорганического происхождения.
С подобным депутатским запросом к премьер-министру Серику Ахметову обратился депутат парламента Виктор Киянский. По его мнению, важность этой задачи умножается во много раз исходя из необходимости перехода Казахстана на «зеленую экономику» и проведения ЭКСПО – 2017. Казахстанские продукты, маркированные этим знаком, могут стать заметными экспонатами не только на выставке, но и востребованными товарами в магазинах, где могут побывать многочисленные гости Астаны.
Однако, как показывает сравнение с зарубежной практикой, в Казахстане реально отсутствует функционирующий рынок экологически чистой пищевой продукции, качество которой подтверждалось бы доказательной базой и наличием знака соответствия. Исключение составляют небольшие проекты производства продукции класса «Халал».
«Но ни на региональном, ни на республиканском, ни на межгосударственном уровне не продемонстрировано, сколько-нибудь значительных поставок продукции растениеводства органического земледелия, выращенных без использования гербицидов и пестицидов, а также продукции животноводства, маркированной знаком «ЭКО», – отмечается в запросе.
По данным Международной академии экологии в республике только около 40 предприятий выпускают товары, которые вошли в реестр экологически чистых. И это несмотря на то, что Министерство сельского хозяйства и бизнес-структуры неоднократно подчеркивали, что конкурентное преимущество Казахстана в рамках в Таможенном союзе может быть обеспечено за счет поставок экологически чистого мяса и зерна, а также другой продукции растениеводства на рынки соседних государств.
«Имея современное законодательство по предотвращению незаконного производства и оборота генетически модифицированных продуктов и солидную производственную базу для выпуска высококачественной продукции мы, тем не менее, не можем похвастаться продуктами с экологической маркировкой, заполнившими наши рынки», – отметил Виктор Киянский.
Все это следствие отсутствия маркетинговой, рекламной, сертификационной и инновационной деятельности на всех этапах производства, а также отсутствия господдержки и экономического стимулирования производства экологичной продукции.