Доходы от платных дорог в 2025 году выросли до 72 млрд тенге
Из них 17 млрд - от транзитного транспорта
На заседании сената депутат Султанбек Макежанов задал вопросы премьер-министру Олжасу Бектенову о предпринимаемых правительством мерах по оптимизации и приоритизации расходов бюджета, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу правительства.
Премьер-министр подчеркнул, что уровень государственного долга Казахстана на сегодня составляет 23,6% к ВВП. По мировой методологии, такой уровень госдолга признается низким.
«У нашей страны инвестиционный рейтинг – единственный в регионе, поэтому это достаточно неплохая, на наш взгляд, оценка финансовой устойчивости. Это в свою очередь позволяет нам на достаточно выгодных условиях привлекать внешние заимствования. К примеру, в конце октября мы разместили евробонды под 4,4%. Это хороший показатель, привлекательная стоимость денег. Показатель того, что международные инвесторы верят в Казахстан, вкладывают деньги под такой процент», - сказал премьер-министр.
Олжас Бектенов подчеркнул, что заимствования должны привлекаться на коммерчески привлекательные и окупаемые проекты, которые впоследствии позволят обслуживать долги. Например, как пояснил премьер, дороги строятся во многом за счет привлечения внешних заимствований, в том числе и в Казахстане.
«Мы сейчас большую работу проводим, министерство транспорта проводит, по платности. Это делается для того, чтобы дороги, которые мы построили и вложили большие средства, приносили реальную отдачу и помогали обслуживать долги. К примеру, в 2024 году в бюджет с дорог получили 48 млрд тенге, из них 10 млрд – от иностранных транспортных средств, транзитных, которые проезжают через нашу страну, пользуются нашей инфраструктурой. По итогам 10 месяцев 2025 года мы получили уже 72 млрд тенге, из них 17 млрд – от иностранных автомобилей. Эту работу мы будем продолжать», - сказал Олжас Бектенов.
Премьер считает, что отдельные эксперты «плоско» смотрят на этот вопрос и сводят суммы привлеченных и освоенных заимствований, но не учитывают эффект, который дают экономике объекты, построенные за счет заимстоваванных средств.
«Опять же, если говорить о дорогах, где проложена дорога – высококлассная магистраль – там и экономическая активность совсем другая. Не учитывается почему-то, что вдоль этой дороги, к примеру, построено 50 АЗС, 100 придорожных кафе. Это все экономика, занятость, уплаченные налоги, и это все есть экономический рост. Если не вкладывать в такие инфраструктурные проекты, то естественно, такого развития не будет. Это, на наш взгляд, те заимствования, которые с умом привлекаются и расходуются, дают серьезный эффект для экономического развития. Конечно, мы будем внимательно подходить к тому, на какие проекты расходовать и привлекать такие средства», - пояснил он.
Олжас Бектенов добавил, что правительство постоянно проводит оптимизацию расходов бюджета.
«К примеру, работая над формированием бюджета на предстоящую трехлетку, базовые расходы сокращены с 15 до 12%. Это очень серьезные цифры», - уточнил он.
Ранее сообщалось, что из республиканского бюджета на 2026–2028 годы исключены проекты без подтвержденной эффективности.
Отметим, профильный комитет сената предложил вернуть в мажилис закон «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2026–2028 годы», который ранее был принят нижней палатой. В октябре этого года в мажилисе был одобрен трехлетний бюджет на 2026–2028 годы.
Читайте также
А также оптимизировано 68 млрд тенге без ущерба для качества госуслуг
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
