Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Экономика
  3. Цель должна быть сложной – эксперт о планах удвоить экономику Казахстана

Цель должна быть сложной – эксперт о планах удвоить экономику Казахстана

Почему амбициозные цели важны для реформ и инвестиций, и где скрыты точки экономического роста

Капитал - Цель должна быть сложной – эксперт о планах удвоить экономику Казахстана

Рост экономики Казахстана за первое полугодие составил 6,2%. Основными драйверами увеличения темпов роста выступают строительство, торговля, промышленность и связь. Результаты социально-экономического развития страны обсудили на заседании правительства. Как отметил премьер-министр Олжас Бектенов, экономика Казахстана вполне может достичь показателя в 450 млрд долларов. Ранее соответствующее поручение об обеспечении двукратного роста ВВП озвучил Касым-Жомарт Токаев. Подробней о том, какие меры предпринимаются для реализации задачи президента – в интервью с заместителем председателя правления Института экономических исследований Ердилдой Таутеновым.

– Согласно официальной статистике, рост экономики Казахстана за первое полугодие составил 6,2%. Какие ключевые факторы, на ваш взгляд, способствовали достижению результата?

– Рост ВВП на уровне 6,2% – это не просто цифра, а отражение комплексного взаимодействия между государством, бизнесом и домохозяйствами. На фоне глобальной экономической стагнации с ростом мировой экономики всего в пределах 3% – такой результат выводит Казахстан в группу наиболее активно развивающихся стран.

Если проанализировать отраслевую структуру роста, то основной вклад внесли транспорт (+22,7%), строительство (+18,4%), торговля и горнодобывающий сектор (обе отрасли по +8,4%). Это не случайные всплески, а следствие целенаправленной экономической политики и инвестиционного цикла последних лет.

Рост в строительной отрасли особенно показателен: инвестиции в инфраструктуру, жилой фонд и производственные объекты создают мультипликативный эффект, формируя основу для дальнейшего устойчивого роста. Показатель в 18% говорит о высокой активности как со стороны частных инвесторов, так и государства.

Транспортный сектор демонстрирует рост свыше 22%, что свидетельствует об оживлении как внешней, так и внутренней экономической активности. Более того, именно в этой отрасли традиционно сосредоточена значительная доля малых и средних предприятий, что говорит о растущей вовлеченности частного сектора и усилении предпринимательской инициативы.

Рост торговли является логичным следствием увеличения объемов производства и перевозок. Торговля – это своего рода зеркало экономики: она отражает спрос, потребление и логистические потоки.

Что касается горнодобывающей промышленности, ее рост во многом обусловлен запуском новых мощностей на месторождении Тенгиз в рамках проекта будущего расширения. Это позволило увеличить физические объемы добычи, несмотря на неблагоприятную ценовую конъюнктуру на мировом рынке нефти.

Таким образом, 6,2% – это не случайная цифра, а результат последовательной и в значительной степени сбалансированной экономической политики, которая опирается как на внешние инвестиции, так и на внутренние ресурсы. Принимая во внимание географические ограничения Казахстана, в частности, отсутствие прямого выхода к морю, такие темпы роста являются более чем достойными.

Транспортно-логистический сектор Казахстана демонстрирует высокие темпы роста. В чем, на ваш взгляд, причины его успеха, и какова его роль в обеспечении долгосрочного экономического развития?

– Логистика – это, без преувеличения, один из ключевых драйверов экономического роста для Казахстана. География дает нам уникальное преимущество: страна занимает стратегическое положение в самом центре евразийского континента, на пересечении глобальных торговых маршрутов между Востоком и Западом, Севером и Югом. И наша задача превратить это географическое положение в реальное экономическое преимущество.

Развитие транспортно-логистического потенциала – это осознанная государственная стратегия. За последние годы реализован ряд крупных инфраструктурных проектов, в частности международный транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай». С учетом того, что наш ближайший сосед Китай, крупнейший производственный центр планеты, а на другом конце маршрута Европа с ее платежеспособным спросом, участие в этом транзитном коридоре дает нам не просто экономические выгоды, но и стратегическую роль в глобальных цепочках поставок.

На заседании правительства премьер-министр справедливо подчеркнул, что Казахстан – это своего рода естественный хаб: мы находимся в самом центре материка, и именно это открывает возможности для масштабной интеграции в международную логистику. На фоне глобальной перестройки торговых маршрутов, в том числе из-за торговых разногласий между США и Китаем, спрос на альтернативные пути доставки резко возрос. В таких условиях сухопутный транзит через Казахстан становится особенно актуальным. Для сравнения: доставка грузов из Китая в Европу по морю занимает около 40 дней, тогда как через территорию Казахстана – всего около 10.

Сегодня государство активно инвестирует в модернизацию инфраструктуры. Речь идет не только о строительстве новых автодорог, например, трассы, соединяющей Астану и Актобе, но и о расширении железнодорожной сети, что значительно увеличит пропускную способность и снизит логистические издержки. При этом важно не только строить, но и обеспечивать высокую эффективность процессов, от таможенного оформления до качества сервиса на транзитных узлах.

Если мы сумеем создать действительно конкурентоспособную логистическую систему, Казахстан сможет закрепиться в статусе одного из ключевых сухопутных транзитных коридоров между Азией, Европой и Ближним Востоком. И это уже не просто инфраструктура – это геоэкономическая модель развития.

Казахстан позиционирует себя как социально ориентированное государство. На заседании правительства прозвучали заявления о дальнейшем усилении контроля за эффективностью социальной политики. Насколько оправдан такой подход в нынешних экономических условиях?

– Социальная ориентированность экономики – это не столько особенность, сколько необходимость, особенно для стран, стремящихся к устойчивому и инклюзивному росту. Однако в случае Казахстана, действительно, можно говорить о более выраженном социальном акценте, особенно если сравнивать с другими странами с сопоставимым уровнем развития.

Мы гарантируем базовые потребности человека: доступ к здравоохранению, образованию, социальной поддержке. Значительная часть государственного бюджета стабильно направляется именно на эти цели. Среди развивающихся стран Казахстан без преувеличения один из лидеров по объему и охвату социальной политики. Это осознанная стратегия, которая базируется на понимании того, что человеческий капитал, наряду с инвестициями, является основным фактором экономического роста.

Когда мы говорим о человеческом капитале, имеем в виду не просто численность рабочей силы, а ее качество – уровень образования, состояние здоровья, профессиональные навыки. Казахстан, как государство, делает ставку на развитие именно этого ресурса. Бесплатное дошкольное, школьное образование, система образовательных грантов в вузы, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), обязательное медицинское страхование (ОСМС) – все это инструменты долгосрочного инвестирования в человеческий потенциал.

При этом я согласен с тем, что, несмотря на общую эффективность социальной политики, проблемы часто возникают на уровне реализации. Возьмем, к примеру, адресную социальную помощь (АСП). Бывали случаи, когда семьи намеренно разводились, оформляли статус неполной семьи и продолжали проживать вместе, чтобы получить пособие. Это пример социального иждивенчества, когда помощь получают не те, кто в ней действительно нуждается. Борьба с подобными злоупотреблениями – вопрос системный. И здесь ключевую роль играет цифровизация. Уже внедряется инструмент «социальный кошелек», и это как раз тот механизм, который позволит отслеживать и исключать подобные схемы. Считаю, что с его полноценным внедрением уровень злоупотреблений существенно снизится, если не исчезнет вовсе.

Важно понимать, что социальные расходы – это не только про «поддержку», это инвестиции в будущую производительность труда, в налоговую базу, в экономическую активность.

В последнее время активно обсуждаются масштабные налоговые и тарифные реформы. Как вы оцениваете их значение для экономики и насколько они оправданы в текущем контексте?

– Тема налоговой политики действительно чувствительная, и здесь стоит отдать должное действующему составу правительства. Конечно, надо понимать, что те темпы экономического роста, которые мы наблюдаем сегодня, – это результат не одномоментных решений, а продолжение системных процессов, заложенных еще предыдущими кабинетами министров. Тем не менее нынешнее руководство, в частности премьер-министр Олжас Бектенов, проявляет политическую волю, взяв на себя ответственность за реализацию непопулярных, но крайне необходимых реформ.

Возьмем, к примеру, налоговую реформу и проект нового Налогового кодекса. Общество остро отреагировало на инициативу по повышению ставки НДС, но важно понимать: без увеличения доходной базы бюджета государству пришлось бы продолжать изымать средства из Национального фонда. Если бы эта практика сохранилась, через 10–15 лет фонд был бы исчерпан. А ведь изначально он создавался как резерв для будущих поколений, чтобы аккумулировать нефтяные сверхдоходы, а не закрывать регулярные бюджетные дефициты. Поэтому правительство объяснило свою позицию: ставка НДС – не просто цифра, а выбор между устойчивостью сегодня и ответственностью перед завтрашним днем.

Безусловно, в налоговой системе остаются системные проблемы – от неэффективного администрирования до высокой доли теневой экономики. Президент поручил учесть интересы всех сторон при разработке новой редакции кодекса. И, по моему мнению, в центре новых инициатив принцип справедливости: усиление фискальной прозрачности, цифровизация процессов, снижение возможностей для уклонения от уплаты налогов. Это работа не на один день, но направление выбрано верно.

Отдельно стоит отметить программу «Тариф в обмен на инвестиции». Повышение тарифов, безусловно, воспринимается обществом болезненно, особенно на фоне роста цен. Но альтернатива – продолжение деградации инфраструктуры. По данным правительства, износ коммунальных систем в среднем по стране достиг 60%, а в ряде регионов достигает 90%. Без инвестиций в модернизацию мы бы ежегодно сталкивались с авариями и отключениями. Поэтому корректировка тарифов – это не просто экономическая мера, это попытка разорвать порочный круг хронического недофинансирования отрасли.

Еще один важный шаг – внедрение цифрового тенге. Это не просто новая форма валюты, а инструмент повышения прозрачности и целевого использования государственных средств. Благодаря технологии маркировки цифровая валюта позволяет отслеживать каждую транзакцию. Если внедрить ее, например, в систему государственных закупок или социальной помощи, это даст возможность минимизировать коррупционные риски и гарантировать, что средства используются строго по назначению.

– На заседании правительства премьер-министр Олжас Бектенов прокомментировал поставленную президентом цель удвоить объем ВВП к 2029 году. С учетом текущих вызовов, насколько реалистична эта задача? И в каких отраслях, на ваш взгляд, сосредоточен наибольший потенциал роста?

– Удвоение ВВП за столь короткий период - задача крайне амбициозная, и в этом, как ни парадоксально, заключается ее ценность. Цель должна быть сложной, чтобы мобилизовать все ключевые силы: государство, бизнес, научно-экспертное сообщество. Если бы мы ориентировались лишь на инерционный рост, без выхода за пределы комфортной зоны, это не дало бы нужного импульса ни для реформ, ни для инвестиций.

Безусловно, для реализации такой задачи требуется комплекс мер – от макроэкономической стабилизации до создания стимулов для высокопроизводительных отраслей. Как справедливо отметил премьер-министр, цель достижима, но многое зависит от внешней конъюнктуры: геополитической ситуации, состояния мировых рынков, спроса на наши экспортные товары. Мы уже сталкиваемся с последствиями торговых конфликтов, влияющих на цены на нефть и металлы. Внутренние факторы, такие как инфляция и волатильность валютного курса, также создают дополнительные вызовы. Однако при скоординированной политике и стратегических инвестициях потенциал у нас есть.

Ключевые точки роста, на мой взгляд, сосредоточены в нескольких направлениях. Во-первых – транспортно-логистический сектор, о котором мы уже говорили. Казахстан – это центр Евразии, и мы обязаны превратить это географическое преимущество в устойчивый экономический актив.

Во-вторых – агропромышленный комплекс. Казахстан обладает огромным земельным потенциалом и соседствует с крупнейшими рынками: Китаем, Индией, Россией, странами Центральной Азии. Спрос на экологически чистые, натуральные продукты растет, и именно в этом сегменте Казахстан может занять прочную нишу. Причем речь должна идти не только о сырьевом экспорте, но и о развитии глубокой переработки, что позволит увеличивать добавленную стоимость внутри страны. Это создает рабочие места, укрепляет продовольственную безопасность и напрямую влияет на благосостояние населения.

Третье направление – IT-сектор. Цифровая индустрия лишена географических границ: казахстанские разработчики могут создавать решения, востребованные на глобальном рынке. Государство уже направляет серьезные ресурсы на развитие этой отрасли, и здесь важно продолжать наращивать кадровый потенциал, начиная с базового образования.

Четвертая точка роста – экспорт медицинских услуг. Казахстан имеет конкурентные преимущества в ряде направлений медицины: кардиология, нейрохирургия, трансплантология. Сформировав инфраструктуру и развив соответствующие клиники, мы можем продвигать медицинский туризм как минимум на уровне региона Центральной Азии.

Пятый вектор – развитие отрасли редкоземельных металлов. В условиях глобального перехода к «зеленой» экономике, электрификации транспорта эти ресурсы становятся стратегическими. Казахстан располагает значительными залежами, и при грамотной геологоразведке и стимулировании переработки мы можем превратить этот потенциал в устойчивый экспортный доход.

И, конечно, обрабатывающая промышленность. Мы много лет говорим о диверсификации, и сегодня появляются реальные примеры предприятий, работающих и на внутренний рынок, и на экспорт. Принцип здесь тот же: уход от сырьевой зависимости и создание добавленной стоимости внутри страны. Это и снижение импорта, и рост налоговой базы, и развитие предпринимательства.

Все это составляющие единой цели: не просто нарастить номинальные цифры ВВП, а заложить фундамент качественного, сбалансированного роста, который ощущает каждый гражданин.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram