Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Экономика
  3. С расширением авиаотрасли Казахстану надо увеличивать ресурсы регулятора

С расширением авиаотрасли Казахстану надо увеличивать ресурсы регулятора

Об обеспечении безопасности, перспективах создания регионального хаба и обучении специалистов рассказал вице-президент IATA в Европе Рафаэль Шварцман

Капитал - С расширением авиаотрасли Казахстану надо увеличивать ресурсы регулятора

Казахстан добился заметного прогресса в модернизации аэропортовой инфраструктуры. Однако, чтобы стать региональным хабом, необходимо и далее развивать инфраструктуру, совершенствовать регуляторную базу и расширять маршрутную сеть. Об этом в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сказал региональный вице-президент IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) в Европе Рафаэль Шварцман. Вместе с тем он отметил, что регион демонстрирует устойчивый рост.

- Рафаэль, как вы оцениваете меры, предпринимаемые Казахстаном для соответствия международным стандартам безопасности IATA (IOSA, ISAGO)? Что ещё необходимо сделать авиационным властям страны?

- Казахстан демонстрирует серьёзную приверженность международным стандартам авиационной безопасности. Несмотря на то, что наличие сертификата IOSA не является обязательным с точки зрения законодательства, все основные авиаперевозчики страны — Air Astana, Fly Arystan, Scat Airlines и Qazaq Air — успешно прошли аудит IOSA. Ряд других авиакомпаний также выразили интерес к сертификации. Что касается ISAGO, на сегодняшний день только Международный аэропорт Астаны имеет действующий сертификат, ещё два аэропорта находятся в процессе получения. Ключевая задача авиационных властей — привлечение и подготовка квалифицированных кадров, способных обеспечивать эффективный надзор за соблюдением норм безопасности. Эффективность регулятора напрямую зависит от уровня компетентности его сотрудников. С расширением авиационной отрасли в Казахстане необходимо обеспечить соответствующее увеличение ресурсов регулятора.

- Если говорить о внедрении программы IOSA не только в Казахстане, а в целом в Центральной Азии – как продвигается работа в странах региона и существуют ли проблемы и барьеры?

- Среди стран региона наиболее активную позицию занимает Узбекистан, где наблюдается рост количества новых авиаперевозчиков, получающих сертификаты эксплуатанта (AOC). На данный момент только национальный авиаперевозчик Uzbekistan Airways сертифицирован по стандарту IOSA, ещё две авиакомпании находятся в процессе подготовки к аудиту. В Кыргызстане, который остаётся в списке стран с ограничениями по безопасности ЕС (The EU Air Safety List), одна из новых авиакомпаний также начала процедуру сертификации. В Таджикистане один из частных перевозчиков имеет сертификат IOSA. В Туркменистане национальный перевозчик пока не сертифицирован. И в этом случае ключевым фактором остаётся наличие компетентного авиационного регулятора.

- А какие хабы Центральной Азии обладают наибольшим потенциалом для трансферных перевозок между Европой и Азией?

- Алматы, Астана и Ташкент.

- Давайте вернемся к ситуации в Казахстане. Как вы оцениваете темпы развития аэропортовой инфраструктуры в РК? Достаточны ли они для удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки?

- Казахстан добился заметного прогресса в модернизации аэропортовой инфраструктуры, укрепляя позиции в качестве регионального авиационного хаба. В аэропорту Алматы после открытия нового терминала пропускная способность достигла 14 миллионов пассажиров в год, что делает его самым загруженным аэропортом региона. В Шымкенте введён в эксплуатацию новый терминал, увеличивший пассажиропоток до 6 миллионов человек в год. Аэропорт Кызылорды теперь способен обслуживать до 2 миллионов пассажиров в год. В рамках реализации стратегического проекта стоимостью $500 млн ведётся строительство пассажирского и грузового терминалов в СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота», что усилит транспортную роль Казахстана на направлении Западная Европа — Западный Китай и в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута. Кроме того, в рамках программы «Нұрлы жол» предусмотрены масштабные инвестиции в развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, включая аэропорты. Все эти проекты обеспечивают устойчивую базу для удовлетворения текущего и перспективного спроса.

- Еще одна актуальная тема - SAF. Ранее сообщалось, что Казахстан стал одной из первых стран региона, присоединившихся к глобальному реестру SAF. Что это означает для страны?

- Присоединение к глобальному реестру SAF (устойчивого авиационного топлива) – важный шаг вперёд для Казахстана и всей авиационной отрасли страны. Это означает рост устойчивости, усиление международных позиций, повышение транспарентности и подотчётности, развитие рынка, соблюдение международных требований, а также расширение сотрудничества.

- Как Казахстан может масштабировать производство SAF? Рассматриваются ли локальные сырьевые источники?

- У Казахстана есть значительный потенциал по наращиванию производства SAF за счёт использования местного сырья. Страна способна производить до 1,8 млн тонн SAF, используя такие источники, как растительные и отработанные масла, животные жиры и сельскохозяйственные отходы. Ключевая задача — обеспечить соответствие производимого топлива международному стандарту Jet A-1, а не TS-1, который распространён в России и ряде стран СНГ. Поскольку Jet A-1 является глобальным стандартом, Казахстану необходимо ориентироваться именно на него, если страна рассчитывает на экспорт. Это общая задача для всего региона. Например, Узбекистан производит Jet A-1, но сталкивается с проблемами логистики и хранения топлива в аэропортах.

- Предоставляет ли IATA программы обучения авиационных специалистов в Казахстане?

- IATA предлагает разнообразные образовательные курсы для специалистов отрасли, однако в Казахстане в настоящий момент отсутствует авторизованный учебный центр IATA (ATC - Authorized Training Center).

- Какие риски и точки роста IATA видит для развития авиации в регионе в горизонте 5–10 лет?

- Среди основных рисков - геополитическая нестабильность и экономическая волатильность. Кроме того, задержки в реализации инфраструктурных проектов и экологические вызовы могут стать препятствием. Также возможны регуляторные трудности. Что касается перспектив, регион демонстрирует устойчивый рост. Прогнозируется, что ВВП стран региона будет расти темпами, превышающими глобальные, что создаст благоприятные условия для увеличения авиаперевозок. Географическое положение между Европой и Азией - дополнительное конкурентное преимущество. Кроме того, драйверами роста могут стать развитие сектора лоукост-перевозок и расширение безвизового режима.

- Можете обозначить, какие направления сотрудничества с Правительством Казахстана являются приоритетными для IATA?

- Помимо безопасности, один из ключевых приоритетов IATA — содействие развитию производства SAF в Казахстане, включая взаимодействие с недавно образованной Евразийской конференцией гражданской авиации (EACAC). IATA также тесно сотрудничает с ИКАО, которая расширяет своё присутствие в Центральной Азии. IATA была основана одновременно с ИКАО и, являясь постоянным наблюдателем организации, активно участвует в её технических комитетах и рабочих группах. Мы поддерживаем миссию ИКАО и готовы оказывать поддержку правительствам, стремящимся развивать гражданскую авиацию.

- Что, по вашему мнению, ещё необходимо сделать, чтобы Казахстан стал полноценным авиационным хабом региона?

- Я бы отметил три ключевых направления. Во-первых, развитие инфраструктуры, включая модернизацию аэропортов и увеличение пропускной способности. Во-вторых, совершенствование регуляторной базы с максимально возможным приближением к международным стандартам. В-третьих, стимулирование расширения маршрутной сети, включая ежегодное увеличение числа прямых рейсов в Казахстан.

- Благодарю вас за уделенное время! 

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram