USD
477.03₸
+2.200
EUR
521.44₸
+2.450
RUB
5.43₸
+0.030
BRENT
84.90$
-0.010
BTC
64010.20$
-5.400

Объем услуг СТО автомобилей за год вырос почти на 39%

Основные потребности по ремонту и обслуживанию авто закрывают малые предприятия

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

В Казахстане заметно вырос рынок автосервисных услуг. В 2023 году впервые за последние несколько лет объем услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей в стоимостном выражении увеличился сразу на 38,6%, до 233,3 млрд тенге. В предыдущие годы пятилетки отрасль автосервиса тоже росла, но не такими темпами. Исключением был только «коронакризисный» 2020 год, когда в секторе наблюдался спад на 1,6%, сообщает Energyprom.kz.

По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, почти половина (45,6%) всего объема услуг по техобслуживанию и ремонту авто приходится на мегаполисы. СТО крупнейших городов страны в прошлом году выполнили работы на общую сумму в 106,3 млрд тенге. Лидировал Алматы, где автомобилисты потратили на необходимые автоуслуги 62,5 млрд тенге. Среди всех регионов и мегаполисов в южной столице насчитывается больше всего автомобилей. На втором месте по объему услуг в секторе оказалась Астана (35 млрд тенге), на третьем — Атырауская область (29,7 млрд тенге).

Объем услуг СТО автомобилей за год вырос почти на 39% 3174373 - Kapital.kz

Статистические данные по размерности СТО показывают, что в прошлом году на рынке автосервисных услуг Казахстана произошел передел. Крупные компании потеряли часть своей доли рынка, которую тут же заняли малые предприятия. В цифрах ситуация выглядела так: в 2022 году на крупные предприятия приходилось 23,9% стоимостного объема всех услуг по техобслуживанию, или 40,3 млрд тенге. В прошлом году финансовые показатели таких автосервисов снизились сразу на 36,2%, а доля уменьшилась до 11%.

Основные потребности автолюбителей по ремонту и обслуживанию авто с прошлого года закрывают малые предприятия (включая ИП). Эта категория бизнеса в 2023 году увеличила свою долю на рынке с 69,5% до 82,4%. В целом это говорит о достаточно слабом развитии рынка автосервисных услуг, отсутствии каких-то единых стандартов качества и цен. И это уже не говоря о том, что в РК крайне популярен так называемый гаражный ремонт, который вообще никак не контролируется, оставаясь в «серой» зоне.

Согласно статистическим отчетам, потери объёмов оказываемых услуг в прошлом году наблюдались в иностранных компаниях, которые заработали всего 34,3 млрд тенге — на 23,6% меньше показателя 2022 года. А вот частные казахстанские компании, напротив, нарастили обороты и долю.

Объем услуг СТО автомобилей за год вырос почти на 39% 3174377 - Kapital.kz

Резкий рост объемов автосервисных услуг объясняют два фактора — инфляция и увеличение автопарка страны. Второе было довольно ощутимым. За январь–декабрь 2023 года количество зарегистрированных авто в РК выросло сразу на 19,7%. В основном это произошло за счет наращивания парка легковых автомашин. Тенденция роста продолжилась и в текущем году. За первые четыре месяца 2024 года показатель общего количества автотранспортных средств вырос на 15,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Влияет на рост объёмов услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей и возрастная структура автопарка. Чем больше старых авто, тем больше работы у автослесарей и механиков. В Казахстане же старые автомобили составляют наибольшую долю от всего автопарка страны. В апреле текущего года каждый второй автомобиль из 5,4 млн машин был старше 20 лет. У 23,9% всех авто сроки эксплуатации составляли от 10 до 20 лет. Доля новых машин в возрасте до 3 лет остаётся скромной: всего 6,1%.

Объем услуг СТО автомобилей за год вырос почти на 39% 3174380 - Kapital.kz

Что касается инфляции, она также оказала влияние на финансовые показатели в отрасли. За последний год удорожание стоимости техобслуживания и ремонта авто превышало средний уровень роста цен на платные услуги. Сильнее всего автомобилисты почувствовали наценку в июле прошлого года, когда стоимость ремонта и техосмотра выросла сразу на 16,7% в годовой динамике. Далее удорожание было более сдержанным и к июню 2024-го составило 12,1% в годовом выражении. Аналогичная тенденция наблюдалась и с ростом цен на запчасти. Самые высокие показатели были летом 2023 года. Постепенно ситуация стабилизировалась. В начале этого лета наценка на запасные части для авто держалась в пределах 5,1%.

По результатам исследования международной сети автосервисов Fit Service, средний чек за ремонт авто в первой половине 2023 года достиг 28,6 тыс. тенге, увеличившись за год на 13,7%.

Объем услуг СТО автомобилей за год вырос почти на 39% 3174383 - Kapital.kz

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.