В октябре 2022 года общая стоимость ввезенных в республику авто составила 209,3 млн долларов, что является максимальным значением с начала 2016 года, передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на Телеграм-канал Первого кредитного бюро DataHub.
«Примечательно, что по сравнению с сентябрем сумма выросла на 22,8 млн долларов. А вот количество ввезенных авто увеличилось всего на 44 штуки (до 6 207 ед.). Таким образом, средняя стоимость одной единицы превысила 33,7 тыс. долларов. Вы не поверите, но это тоже рекорд: например, в октябре 2021 года она составляла 17,25 тыс. долларов. Почти вдвое меньше, чем сейчас», - отмечают аналитики ПКБ.
При этом стоит учитывать, что в госстатистике не учтен серый импорт, который по итогам первого полугодия, по оценке Национального банка, составлял больше половины от официального.
Как уточняют в DataHub, главное направление импорта легковых авто – Япония. В октябре в страну было завезено 1 911 единиц (максимум за семь лет) на общую сумму 81 млн долларов (больше было только в июне – 83,9 млн долларов). Рост поставок начался в апреле. За десять месяцев 2022 года из Японии в Казахстан пришло 13 576 легковых авто (в 2,2 раза больше, чем годом ранее) на общую сумму 564,2 млн долларов (рост в 2,7 раза).
За весь 2021 год из Китая импортирован 1 371 автомобиль. За один только октябрь 2022 года – 1 518. Рост также начался в апреле, и сейчас он на пике – 27,8 млн долларов за месяц и 111,9 млн долларов за десять месяцев, что аж в 55,5 раза больше января-октября 2021 года.
Импорт из Германии начал расти позже – с июля 2022 года. Если в 2021 году в среднем закупалось по 42 автомобиля в месяц, в первом полугодии 2022 года – по 50, то в октябре – 299 ед.
Растет и общая сумма. За последний месяц импорт составил 28,4 млн долларов, тогда как за весь 2021 год - 34,6 млн долларов. При этом авто из Германии традиционно – самое дорогое: уже три месяца средняя стоимость одной единицы превышает 90 тыс. долларов.
Рост поставок из США количественно начал расти еще в декабре 2021 года, но по сумме – только сейчас. Если среднемесячная стоимость импорта в 2021 году составляла 10,6 млн долларов, а в январе-сентябре 2022 года – 10,8 млн долларов, то в октябре показатель подскочил до 29,9 млн долларов.
Как на это реагирует собственное производство?
За десять месяцев 2022 года Казахстан произвел 80 251 ед. легковой автотехники, что на 18,5 тыс. или 29,9% больше, чем годом ранее. Завезено за это же время 49 727 ед., что на 20,3 тыс. или 29% меньше, чем в 2021-м.
То есть на внутреннее производство больше повлияли падение объема завоза из России (в 4 раза, до 7613 ед.) и стимуляция спроса за счет льготного автокредитования, а не рост импорта из вышеперечисленных стран.
Читайте также
Разъяснять суть и алгоритмы программы поручил глава государства