USD
428.35₸ ↑
+2.030
EUR
499.41₸ ↑
+3.000
RUB
5.44₸ ↓
-0.060
BRENT
42.87$ ↑
+0.190
BTC
10890.48$ ↑
+0.015
ETH
363.94$ ↑
+0.032
LTC
46.34$ ↑
+0.009
ГлавнаяБизнесКак использовать VR в обучении

Как использовать VR в обучении

Нужно, чтобы в дистанционном обучении университеты использовали виртуальную реальность, считает сооснователь проекта IN VR Алина Абдрахманова

Аудитория, которая попробовала онлайн-обучение, не желает довольствоваться стандартными видеоуроками, занятиями по Skype и Zoom. Людям хочется чего-то более эффективного и эффектного, считает сооснователь проекта IN VR Алина Абдрахманова. «Во время пандемии дистанционное обучение стало очень востребованным, соответственно, конкуренция на рынке сильно выросла. Есть много образовательных курсов, марафонов, которые можно проходить онлайн. В этой ситуации университетам надо конкурировать не только между собой, но и с такими программами, поэтому им нужно дать студентам новый опыт», – рассказала Алина Абдрахманова в интервью корреспонденту «Капитал.kz».

- Алина, как университеты могут обеспечить своим воспитанникам такой опыт?

- Я уже более 8 лет работаю в сфере education, администрирую программу MBA в одном университете, где есть опция онлайн-обучения. И многие студенты жаловались на то, что им это не подходит, они были готовы лететь из одного города в другой, тратить деньги на отели ради того, чтобы почувствовать, что они присутствуют в классе. YouTube тоже может стримить картинку на 360 градусов, но он не позволяет участвовать в обсуждении, нельзя в реальном времени задать вопросы преподавателю, не получится попросить показать слайд или расписать какую-то формулу. Мы с моим партнером Дарханом Дауталиевым создали платформу, которая позволяет как проходить онлайн-обучение, так и транслировать развлекательные мероприятия в реальном времени в диапазоне 360 градусов.

- Как работает такая платформа?

- В аудитории университета устанавливается камера, которая снимает на 360 градусов, студент, находясь дома, надевает VR-шлем или ставит смартфон в карт-борд и видит все, что происходит вокруг него, это позволяет сделать процесс обучения не только эффективным, но и более увлекательным. Или, например, на стадионе, где проходит матч «Реала» и «Барселоны», стоит такая же камера, зритель использует аналогичный шлем и тогда он может «сидеть» на лучшем месте трибуны, видеть, как Лионель Месси пробегает мимо него. По такому же принципу можно виртуально присутствовать на концерте Димаша Кудайбергена, подпевать ему вместе с другими, видеть все спецэффекты шоу. 

- В чем заключается ваша бизнес-модель?

- С университетами мы заключаем лицензионное соглашение по использованию нашей платформы на год. В случае с организацией стримов, ивентов мы получаем процент от продаж.

- А как вы контролируете, сколько на самом деле продано билетов?

- Устанавливается платежная система, которая делает процесс продажи прозрачным.

- С кем-то уже удалось заключить лицензионное соглашение?

- С университетом Geneva Business School. Это коммерческий проект, который стартует в сентябре текущего года, переговоры идут с кампусами в Швейцарии, Испании, ОАЭ, и некоторыми казахстанскими университетами.

- Как в Швейцарии отнеслись к казахстанским разработчикам?

- Большую роль сыграл наш опыт работы в Швейцарии, я уже более 5 лет возглавляю представительство швейцарского университета в Казахстане. Репутация, существующие кейсы, имеющийся опыт команды – кто-то из нас работал в национальных и международных компаниях, кто-то занимался бизнесом – стали тем бэкграундом, который учли наши швейцарские партнеры.

- Подписали контракт, что дальше?

- Все зависит от условий. Стандартные условия таковы, что после того как все юридические процедуры пройдены, университет покупает камеру, мы помогаем ее устанавливать, вуз либо предоставляет шлемы студентам, либо рекомендует, где их купить. Мы в свою очередь предоставляем доступ к платформе. Но, например, с Geneva Business School условия таковы, что мы закупаем камеры, устанавливаем их и сами предоставляем шлемы студентам, даем доступ к платформе и полностью ее администрируем.

- Конец завершившегося учебного года показал, что даже обычное онлайн-обучение еще мало кто использует в полную силу, а вы предлагаете еще более широкие возможности. Не боитесь, что это преждевременно, а значит – убыточно для вас?

- Мы рассматриваем риск того, что для среднестатистического обывателя это слишком. Многие люди еще не поняли на своем опыте, что такое виртуальная реальность. Поэтому мы фокусируемся на зарубежных рынках.

- А как там складывается ситуация с такими платформами, как ваша?

- Если рассматривать ивент-индустрию, то у нас есть конкуренты, которые уже успешно участвуют в трансляциях концертов, матчей. В марте-апреле многие мировые звезды бесплатно транслировали свои концерты в Instagram и Facebook, но потом они поняли, что их можно монетизировать. Для иллюстрации интереса к таким разработчикам, как мы, упомяну, что одно из конкурирующих решений – NextVR – купила компания Apple.

В сфере образования платформ, похожих на нашу, нет, поскольку это капиталоемкий проект. Большие затраты приходятся на аренду серверов, оплату труда разработчиков. Плюс, обучение в европейских и западных университетах в среднем стоит $10 тыс. в год и университет может принять 1-2 тыс. студентов. Билет на концерт, который транслируется в VR, стоит $15-20, продать можно 10 тыс. билетов. Понятно, что сфера шоу-бизнеса более массовая, чем высшее образование. Поэтому многие компании, которые работают в сфере VR-стримов, стараются попасть именно в сферу мероприятий. Да и попасть в нее проще, в education контракт с провайдером заключается на год, его стоимость высокая, поэтому и срок принятия решений у университетов больше.

- Сколько времени и денег вы потратили на создание платформы?

- Мы начали разработку полгода назад, но это процесс непрерывный – нужно добавлять какие-то фишки, модернизировать платформу. Что касается инвестиций, то вместе с моим партнером мы вложили $52 тыс., это были собственные средства, но затраты не окончательные, потому что мы несем ежемесячные операционные расходы примерно в размере $2-3 тыс. Пока мы покрываем их за свой счет, но ищем инвесторов.

- Можете назвать сумму, которая вам нужна для дальнейшего совершенствования платформы?

- Мы посчитали, что на данном этапе необходимо $165 тыс. Последнее время мы проходили акселерацию в Astana Hub, он активно проводит мероприятия для инвесторов, такие как Invest Day, Demo Day, где основатели стартапов презентуют свои проекты. Также в рамках акселерации мы проходили интенсивное трехмесячное обучение и существенно пересмотрели многие процессы в нашем стартапе, сейчас ведем уже предметные переговоры с инвесторами.

- Какие риски есть в вашем бизнесе?

- Если говорить о рыночных, то индустрия очень быстро развивается, появятся компании, которые станут конкурентами для нас. Внутренние риски заключаются в том, получится ли успешно развивать продукт, быстро находить новых клиентов и формировать у них  позитивный опыт использования нашей платформы.

- А что останавливает инвесторов от того, чтобы прямо сейчас вложиться в проект?

- Стартап в принципе высокорисковый проект, плюс нынешняя неопределенность на рынках накладывает свой отпечаток.

- Когда, по вашим ожиданиям, удастся выйти на стадию рентабельности?

- Мы планируем начать зарабатывать уже с этого года, проект по плану выйдет на самоокупаемость в 2021-м, а срок окупаемости инвестиций, по нашим расчетам, составит 2,5 года.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: